Зачем в Европе провоцируют мусульман и куда может завести дорога мнимых свобод

Война миров

Европа вновь устраивает пляску на старых граблях, выдавая провокации против мусульман за победный танец самовыражения

В Европе вновь вспомнили о своем излюбленном развлечении, которое иначе как танцем на граблях не назовешь. В минувший вторник радикальная группировка «Датские патриоты» дважды за день провела сожжение Корана: сначала у дипмиссии Египта в Копенгагене, затем — у посольства Турции. Это не первые подобные прецеденты. В конце июня шведская полиция разрешила провести в центре Стокгольма акцию с сожжением Корана возле мечети во время полуденной молитвы мусульман. От одной спички ожидаемо разгорелся настоящий пожар, но уже на политическом поле. Европейцам, впрочем, не привыкать. История с подобными провокациями уходит своими корнями еще в начало нулевых. Но куда интереснее разобраться, насколько глубоко зарыты корни самого желания провоцировать исламский мир все более хамскими выходками мира европейского?


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Безмозглые и глупые (выпады Запада в отношении мусульман. — Прим. ред.). Зачем это делать? И тем более при покровительстве фактически властей. Что, шведские власти не могли это остановить? Могли. Но они сказали, что это законно. Поэтому не надо на ровном месте создавать проблемы, которые могут явиться причиной будущей гражданской войны.

На встрече с журналистами зарубежных и белорусских СМИ, 6 июля 2023 года.

«Молекулярная кухня» европолитики

В июне священную книгу сжег 37‑летний иммигрант из Ирака Салван Момика. Будь это спонтанной акцией, можно было бы свалить все на внутренние распри. Но суть в том, что перформанс, пусть и не с первой попытки, получил разрешение от полиции. Местным правоохранителям чувство самосохранения не чуждо, и они поначалу явно не горели желанием давать зеленый свет сомнительному представлению. Но, как говорится, «сверху приказали».
В мусульманском мире поступок резко осудили, а вот в самой Швеции попытались выставить только мелким хулиганством. Европейской публике не привыкать к изысканной «молекулярной кухне» местных нравов, где огурец не всегда огурец, а помидор лишь выглядит помидором. Вот и здесь полиция выписала организатору акции протокол за… разведение огня в неположенном месте.
И это даже не издевка. Просто подмена понятий. По букве закона Момика мог сжечь хоть собственный ботинок — разницы нет. «Фундаментальные законы о свободе слова и самовыражения стоят выше запрета на разведение огня» — именно так описала ситуацию официальный представитель полиции Стокгольма Хелена Бострем Томас. Описала, но на всякий случай запросила подкрепление, стянув в столицу правоохранителей едва ли не со всей страны. Как же так, госпожа Томас? Это ведь просто костер. Или не просто? Понимали ли власти, что одобряют умышленную провокацию? Да, безусловно. Вот только сделать ничего не могли. А может, и не захотели.

В королевстве кривых свобод

И если шведы в данной ситуации изо всех сил изображали поражающую воображение твердолобость, то мусульмане, напротив, до последнего демонстрировали удивительную терпимость. Главный имам Швеции Махмуд Халфи готов был смириться с акцией, если ее проведут не во время самой молитвы и хотя бы немного в стороне от мечети. Можно ли было пойти навстречу? Можно. Но нужно ли? Что вообще творится в головах местных чиновников при принятии подобных решений? Вернее всего ситуацию описал премьер‑министр Ульф Кристерссон, который еще до акции признался, что хоть и понимает, что сожжение Корана перед мечетью законно, но считает подобное неуместным. Сразу вспоминается старый советский мультфильм «В стране невыученных уроков», где герою нужно было поставить запятую в предложении «казнить нельзя помиловать».
Швеция тоже рискует превратиться в страну, где на уроках истории учиться не желают. Запятую в нехитром выражении «сжигать нельзя запретить» здесь упорно ставят либо не туда, либо не ставят вовсе.

Слабоумие и отвага

Впрочем, не только в гордом шведском королевстве запутались в коротких штанишках собственных свобод. Еще 30 сентября 2005 года в датской газете Jyllands‑Posten была опубликована статья, снабженная карикатурными изображениями пророка Мухаммеда. Издательство прямо заявило, что решило показать на практике работу свободы слова. Дальнейшие события по своей хронологии больше напоминали боевые действия. Здесь и отзыв дипломатов, и штурмы датских посольств, и неловкие попытки европейских политиков извиниться не извиняясь. «Свободная» пресса тем временем закусила удила, и пока чиновники тщетно пытались гасить разгорающийся костер мусульманского гнева полупустым огнетушителем, устроила флешмоб по перепечатыванию карикатур. Редкие редакторы и чиновники было попытались стать на пути лавине «шуточек», но поплатились за попрание свободы слова должностями. Кстати, свое кресло тогда покинула и министр иностранных дел Швеции Лайла Фрейвальдс. Общественности, видите ли, стало известно, что именно по ее требованию был закрыт сайт партии, опубликовавшей карикатуры. То‑то сейчас в Швеции никто и пикнуть не может против подобных инициатив.

Ну а знаменитое Je suis Charlie в 2015 году на своих аватарах в соцсетях не вешал только ленивый, не осознавая всей глубины контекста. Французский сатирический еженедельник Charlie Hebdo тогда также отличился публикацией карикатур на ислам и пророка Мухаммеда, да еще и манифест против исламизма выпустил. В результате выходцы из семьи алжирских иммигрантов Саид и Шериф Куаши ворвались в редакцию и застрелили 12 человек. Чудовищный ответ на глупую провокацию.
Но чему он учит Европу? Видимо, ничему. Спустя пять лет новый состав журналистов еженедельника вновь публикует похожие карикатуры, гордо назвав это «историческим номером». Как нынче модно говорить — слабоумие и отвага в одном флаконе.

Левак левака видит издалека

Так что же прячут европейцы за маской мнимых свобод слова и самовыражения, когда в хиджабе в школу приходить нельзя, а самоидентифицировать себя как девочка и ходить в женскую раздевалку можно хоть в 70 лет? Не секрет, что на политическом поле Европы левые силы все больше набирают вес, отражая реальные, а не декларируемые чаяния граждан. 74 процента французов, к примеру, считают, что ислам несовместим с нормами французского общества. При этом Франция является домом для шестимиллионного мусульманского меньшинства.
Националистические партии еще прикрываются расплывчатыми высказываниями о проблеме с мигрантами. Вот только проблемы у Европы именно с отношением к чуждой им мусульманской культуре. Но как‑то ведь по‑расистски было бы говорить об этом вслух с трибуны Европарламента.
Да и миграционную политику так просто не свернешь как неотъемлемую часть тех самых свобод и той самой толерантности. Вот и юлят, поощряя опасные развлечения опьяненных «свободами» журналистов да городских сумасшедших. Поощряя даже ценой огромных потерь. Но под страхом смерти не называя вещи своими именами. Ведь собственная самоидентичность и так трещит по швам, а свобод стало так много, что они уже не окрыляют, а опутывают с ног до головы любого, кто пытается действовать разумно, а не потому, что можно.

Что же дальше?

Терпение мусульман не вечно. Еще после аналогичных январских акций турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган застопорил вступление Швеции в НАТО. Да и возможный выход Турции из альянса — далеко не фантазия. Тема активно обсуждается там уже минимум пять лет. Геополитический вес на Ближнем Востоке для Эрдогана не менее, а местами и куда более важен, чем членство в альянсе. Страна может развернуться в сторону БРИКС, ЕАЭС и других объединений, чтобы оставить США и Европу за бортом политики ближневосточных стран. Да и с Россией, Китаем или Индией у Эрдогана не будет всех этих вопросов с неуважительным отношением к исламу. Понимает ли это турецкий лидер? Безусловно. Уж у него‑то и свобода выбора имеется, и проблем с самоидентификацией не наблюдается.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter