В каких городах и селах снимал знаковые картины наш белорусский «Партизанфильм»?

Война. Кино. Турист

Знаем ли мы где, в каких городах и селах снимал знаковые картины наш белорусский «Партизанфильм»?
ЗА БОЛЕЕ чем столетнюю историю кинематографа на Земле появилось немало мест, попав в которые, вспоминаешь эпизоды из того или другого фильма. Каково это, я поняла недавно, приехав на пару дней в Краков. Гуляя по старому польскому городу, поворачивая за угол то одной, то другой улицы и, признаюсь, без единой мысли о предстоящем праздновании 70-летия Победы, вспомнила сразу четыре фильма о тех печальных событиях — сам город напомнил о них.


С первым я столкнулась буквально лоб в лоб, оказавшись перед главным входом фабрики Шиндлера. Здесь лица из «Списка Шиндлера» смотрели на меня с фото на мемориальной доске: все, кого когда-то спас легендарный мануфактурщик. Этой фабрики не было в моем туристическом маршруте, да и, если уж совсем честно, посмотрев этот фильм Спилберга, я как-то упустила момент, что все происходило здесь, в Кракове.

Тон настроению был задан, тем более что совсем рядом находилась часть стены Краковского гетто. Потянув за ассоциативную нить в памяти — «Польша, война, гетто», вспомнила Романа Поланского и его «Пианиста». Там сюжет разворачивается в военной Варшаве, но только сам Поланский и его семья были узниками как раз Краковского гетто, откуда так и не вышла его мать. Будущему режиссеру удалось сбежать и долгое время прятаться в разных польских семьях. И понятно, почему он взял себе именно такой псевдоним.

После таких неожиданных для самой себя ассоциаций уже не смогла переключиться с военно-киношного лада. К тому же уверена, многие, глядя на старинные краковские здания, вспоминают «Майора Вихря» и понимают, что не только судьбы людей обрывались здесь, но и сам город мог закончить свою вековую историю, взлетев на воздух по плану фашистов.

Четвертый фильм всплыл в памяти на выезде из Кракова, где наблюдательный пассажир не пропустит указатель на Освенцим. «Жизнь прекрасна» здесь если и была, то очень давно, до войны. Однако одноименный фильм, как контраст с происходящим в этом местечке ужасом, снимался именно здесь.

Все эти фильмы сняты на реальных событиях и так или иначе связаны с одним городом. Возможно, этот список можно продолжить. Но в тот момент, будучи ненастроенным на военную тему праздным туристом, я вспомнила только четыре ленты. Но и этого, думаю, более чем достаточно для одного города и одного туриста. А могут ли белорусские города вызвать похожие ассоциации у иностранного туриста?

Беларусь во всем мире признают как одну из самих пострадавших от действий фашистов стран. Нашу Национальную киностудию в народе называют «Партизанфильм». Уже двух этих фактов, по-моему, достаточно, чтобы военный кинематограф напоминал туристам об истории Беларуси и, наоборот, какие-то улицы и здания вызывали у них ассоциацию с фильмом.

Таких примеров достаточно. Вот хотя бы два, на мой взгляд, ярких фильма, сходу пришедших в голову: «Брестская крепость», название которого говорит само за себя, и «Часы остановились в полночь», сюжет его тоже, думаю, пересказывать не надо.  Знатоки кино легко продолжат этот список и наверняка приведут в качестве примера еще более яркие картины.

Но, к сожалению, белорусское кино не столь популярно в мире, как ленты Поланского или Спилберга, поэтому далеко не каждый турист, прогуливаясь даже по практически полностью разрушенной во время войны, но успешно отстроенной белорусской столице, вспомнит какие-то фильмы. Да что там иностранный турист. Спроси кого из молодежи, и, к сожалению, не все приведут такой пример. Хорошо, если вообще вспомнят что-то из лент «Беларусьфильма».

Несколько лет назад, во время своего очередного визита в Минск, польский режиссер Кшиштоф Занусси объяснил это объективными причинами: «Страна, где 10 миллионов человек, не может рассчитывать на коммерческий успех своего кино. Коммерчески успешным оно может быть в Индии, в Америке, в России — в больших странах. Оперный театр тоже убыточен всегда, но это часть культуры, и государство ее поддерживает. Так должно быть и с кино в Беларуси».

Со своим вопросом, могут ли какие-то наши города напомнить туристу военные фильмы, я обратилась в Музей истории белорусского кино:

— Сходу приходит в голову недавний фильм «Снайпер» Александра Ефремова, в котором можно увидеть стены Мирского замка. Кстати, тот же замок есть и в фильме Виктора Турова «Через кладбище». А вот Минск и старую Немигу можно лицезреть в картине Виталия Четверикова «Руины стреляют». Эти фильмы на слуху, во всяком случае «Снайпер» — точно. Думаю, наши люди, путешествуя по Беларуси и гуляя по Минску, вспомнят их, а вот иностранные туристы — вряд ли. Хотя люди тоже разные. К нам однажды обращался японец, который хорошо знал творчество Алеся Адамовича и заказывал у нас просмотр его картины «Франц и Полина».

И если на иностранца, его знания и ассоциации еще можно махнуть рукой, пусть и скрепя сердцем, то на собственного зрителя — нет. Тем более что «Беларусьфильм» за свою историю создал не одну действительно сильную картину, рассказывающую о войне и задевающую за живое. Многие из них признаны во всем мире. Например, в 1995 году к 50-летию Победы ЮНЕСКО составило список из 100 наиболее значимых фильмов мира о Второй мировой войне. В него вошла и белорусская картина Виктора Турова «Через кладбище». В 2000 году выходит «В августе 44-го…» Михаила Пташука. В тот же год один из российских телеканалов показал картину в рубрике «Классика военного кино». Значит, есть что посмотреть, есть о чем вспомнить.

Кино, с одной стороны, отличный способ ненавязчиво рассказать молодежи об истории, с другой — привлечь в страну туристов. Я это поняла на примере своей краковской поездки, оказавшись в роли такого молодого путешественника. Осталось понять, как к своему кино привлечь молодого зрителя.

В ушедшие праздничные дни у нас был не только повод, но и возможность пересмотреть, а кому-то и в первый раз увидеть многие из упомянутых фильмов, которые показывали практически все телеканалы. Это простой, в чем-то даже банальный, но очень хороший ход — хоть кто-то да зацепится за экран, который приоткроет очередную страницу истории. Потом совсем иначе посмотришь на одну из узких улиц столицы или ветхий дом в своем райцентре.


КСТАТИ

Национальная киностудия «Беларусьфильм» приступила к съемкам двухсерийного телевизионного фильма «Государственная граница. Фильм 12-й. «Ложная цель», который станет продолжением популярного у зрителей цикла.


Актеры Виталий НОВИКОВ и Дмитрий АСТРОУХ.Фото: БелТА

«Государственная граница» — историко-приключенческий сериал о службе советских пограничников, снятый в 1980—1988 годах. Действие в нем происходит на территории СССР, от Дальнего Востока до западных границ в период с 1917 по 80-е годы. Летом 2013-го киностудия отсняла «Государственную границу. Фильм 11-й. «Последний шпион». Там действие разворачивается в начале 90-х годов на фоне развала СССР.

Двенадцатая серия популярного цикла расскажет о буднях современных защитников рубежей Беларуси.

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter