Война и тур

Военный туризм у нас теперь особо популярен...

В этом году исполнится 70 лет со дня начала Великой Отечественной войны. 22 июня в Беларусь из России и других стран — соседних и далеких — съедутся тысячи туристов. Почтить память павших и пройти по следам событий давно минувших дней. Военный туризм у нас теперь особо популярен. Достаточно вспомнить, сколько людей бывает на рыцарских фестах, на «Линии Сталина», в Брестской крепости. Реконструкции битв, походы в партизанские леса увлекают любителей истории: ведь чтобы понять, «как это было» 70 лет назад, мало прочесть умную и честную книгу, стоит еще пройти по изрытой окопами, застроенной блиндажами земле. В последние годы в нашем обществе и за рубежом все больше интересуются и событиями Первой мировой войны, «наполеоновской» кампании 1812 года и даже «шведской» войной начала XVIII века. В Беларуси до сих пор сохранились места, где немые свидетели — поля, леса, доты, кладбища и мемориалы — могут многое поведать о делах давно минувших дней. И, возможно, стоит маршруты по местам великих сражений объединить в одну «туристическую линию». Идею уже обсуждают краеведы, музейные работники и специалисты турбизнеса.


«В Белоруссии нет сколько–нибудь известного места, которое не ознаменовалось бы каким–нибудь историческим происшествием», — подмечал еще в 1855 году Михаил Осипович Без–Корнилович, автор «Исторических сведений о примечательнейших местах в Белоруссии», первого путеводителя по стране. Происшествия эти зачастую оказывались весьма трагическими. Только в ХХ веке через наш край прошли две мировые войны. 70–летие начала Великой Отечественной мы со скорбью отметим нынешним летом. 200–летие баталий 1812 года исполнится в 2012–м. 300 лет назад под Минском и Могилевом бились армады Карла XII и Петра I. Миллионы человек потеряла за это время наша Родина. А приобрела тысячи могил иностранных солдат. И не меньше — кладбищ своих воинов.


Вдоль дорог стоят памятники в честь крупных сражений. Мы чтим сложивших головы предков, с уважением относимся и к праху непрошеных гостей. Поэтому рядом с монументами на могилах советских солдат возводятся мемориалы немецкие, французские.


Пожалуй, с тех пор как открылись мемориальные комплексы «Брестская крепость–герой» и «Хатынь», в стране стал развиваться военно–патриотический туризм. И поныне эти точки на карте — одни из самых популярных у тех, кто путешествует по Беларуси. Понять историю Второй мировой войны и трагедию страны, которая оказалась в эпицентре разрушительного пламени, — цель тысяч гостей из–за рубежа — не только из России, но и из стран Западной Европы, Америки, Азии. Несмотря на противоречивые оценки профессиональных исследователей прошлого, к «цепочке» востребованных туристических объектов присоединился недавно еще один комплекс — «Линия Сталина».


С конца прошлого века энтузиасты поднимают целый пласт наследия, связанного с событиями Первой мировой войны. Сначала только добровольцы разыскивали кладбища солдат российской и немецкой армий, а сейчас за дело взялись сотрудники 52–го отдельного специализированного поискового батальона Министерства обороны. Благодаря им в прошлом году в разных регионах страны были найдены останки солдат трех войн — 1812 года, Первой и Второй мировых. Их торжественно перезахоронили 3 июля в крипте минского Храма–памятника в честь Всех Святых. Так появилось еще одно важное место, где увековечена память людей, отдавших жизни за независимость Родины.


Памятные места, связанные с событиями Второй мировой войны, отмечены монументами и благоустроены еще в советское время. Наконец, в Минске строится новое здание Белгосмузея истории Великой Отечественной войны. Только сейчас общество осмысляет взаимосвязь трагических событий, прокатившихся за последние 300 лет через нашу страну. Так, если в 30–е годы было возможно разрушение в Полоцке памятника в честь солдат войны 1812 года, то в 2010–м он был торжественно восстановлен. А еще в 2006 году на берегу Березины, недалеко от Борисова, открыли монумент неизвестному французскому солдату — рядом со стелой в честь российских воинов, сражавшихся против Наполеона. Здесь у деревни Студенка произошла знаменитая переправа, поставившая крест на наполеоновских планах покорения России. Тогда в этом месте чудом спасся Анри Бейль — интендант французской армии, будущий писатель Стендаль.


О войне 1812 года свидетельствует высокая стела, увенчанная двуглавым орлом, возле музея Марка Шагала в Витебске. В Волковыске — музей Багратиона с полной коллекцией обмундирования и оружия той эпохи. Иначе говоря, тем, кто желает «вернуться» в прошлое и найти свидетельства исторических войн не только ХХ века, но и более ранних, осмыслить их значение в судьбах Европы и мира, нужно побывать в Беларуси. У нас сконцентрирована полная «коллекция» артефактов решающих баталий, происходивших на континенте.


И если Брестская крепость — это символ мужества времен Великой Отечественной войны, то Бобруйская цитадель могла бы стать площадкой для создания крупного исторического и туристического центра, посвященного событиям 1812 года. Мы говорим о трагедии «Хатыни» и еще только начинаем приоткрывать правду о расстрелянной Сморгони — в 1916–м. Хотя еще по сей день жива поговорка: «Кто под Сморгонью не бывал, тот войны не видал». Причем, упомянув о Стендале, стоит добавить, что под Сморгонью служил русский классик Зощенко, а под Пинском, на той же линии фронта, воевал поэт Блок. К этим фактам приковано внимание краеведов. Но пора за дело браться ученым и туристическим центрам.


Не будем забывать, пока въездной туризм в Беларусь «организуют» в основном гости из России. Думается, для большинства из них станет откровением, что на нашей земле произошла битва под Лесной — «матерь Полтавской баталии», как нарек ее царь Петр I. На поле брани уже более ста лет возвышается мемориальная часовня. Отсюда, с Могилевщины, через Сморгонь, волковысский музей Багратиона и до Брестской крепости мог бы пролечь лишь один из возможных маршрутов, позволяющих совершить «экспедицию» длиной в 300 лет — от Северной до Великой Отечественной войны.


Создание экскурсионных туров по линиям бывших фронтов привлечет новую волну туристов не только из России, но и из стран Западной Европы — об этом говорят эксперты, которые профессионально занимаются исследованием проблемы военно–патриотического туризма.


Со знанием дела


Валерий Губаренко, генерал–майор, директор мемориального комплекса «Брестская крепость–герой»:


— Пришло время осознать, что во время Великой Отечественной войны нас пытались покорить иноземные захватчики далеко не в первый раз. Поэтому я считаю важным показать историю всех войн, которые разворачивались на нашей земле в последние столетия. Брестская крепость–герой считается одним из главных центров патриотического воспитания. Несколько лет назад возникла идея создать на ее территории международный историко–культурный центр. В прошлом году к нам приезжали эксперты из нескольких европейских стран и рассматривали вопрос о включении цитадели в проект «Фортификационные сооружения и их роль в развитии туризма». В крепости давно наведен порядок, там проходят экскурсии, целиком сохранился пятый форт, который является филиалом мемориального комплекса «Брестская крепость–герой». Но часть укреплений находится в полуразрушенном состоянии, их нужно ремонтировать. Кроме того, крепость включает форты не только в Бресте, но и на территории Польши. Поэтому есть смысл объединить усилия с соседями для развития туризма. Мы должны также вспомнить, что закладной камень крепости был заложен 1 июня 1836 года — 175 лет назад. Ее не раз штурмовали вражеские армии. Цитадель от немцев впервые пришлось оборонять еще в 1939 году, когда здесь стоял польский гарнизон. В 1941 году насмерть стояли советские солдаты... Эти факты говорят о том, что крепость важна не только для Беларуси, стран бывшего Советского Союза, но и для всей Европы. Именно здесь, на территории Брестской крепости, где прежде стоял древний город Берестье, шла подготовка к Грюнвальдской битве. Думаю, настало время показать всю военную историю страны во взаимосвязи — условно говоря, от Грюнвальда до героизма защитников Брестской крепости. Надеюсь, в обществе есть понимание необходимости такого нового подхода.


Владимир Богданов, фотограф, путешественник, исследователь следов Первой мировой войны в Беларуси:


— От минувших войн на нашей земле осталось огромное наследие. Думаю, здесь есть много тем, которые стоит развивать в туристических направлениях. Сейчас в Европе очень популярно изучение фортификационных сооружений. В первой половине ХХ века на нашей земле прошло 5 линий фронта — и соответственно на этих «отрезках» остались оборонительные строения разных армий: установленные русскими перед Первой мировой войной, затем немцами (я насчитал 2.000 дотов), в 30–е годы поляки создали интересные инженерные сооружения под Барановичами, позволявшие с помощью системы плотин затопить огромную территорию, а на советской стороне тогда же сооружалась так называемая «Линия Сталина». Эти объекты заинтересуют туристов из многих стран. А немецкие блиндажи Великой Отечественной войны можно найти даже в Минске — на улице Чернышевского, за академией искусств. Однако самый богатый такой фактурой регион — это Нарочанский край. Сегодня идет речь о превращении его в крупный туристический центр. Думаю, отдыхающего заинтересуют не только лечебные процедуры и пляж на берегу озера, но и экскурсии. Только на перешейке между Нарочью и Мяделем уцелели 120 укреплений Первой мировой войны: казармы, окопы, наблюдательные пункты, кроме того — кладбища. Учитывая, что в той войне принимали участие 30 стран, можно представить, какова потенциальная аудитория небезразличных к этой теме.


Галина Потаева, директор туристической компании:


— Идея соединения истории войн в единый туристический проект мне нравится. Но осуществится она только тогда, когда будет разработан «туристский продукт». Это значит, что нужно продумать, где путешественнику жить, что смотреть. Каждый год на 9 Мая к нам приезжают российские туристы, причем в основном молодежь — они считают чем–то обязательным побывать в этот день именно в Беларуси, в «Хатыни», Брестской крепости. Значит, военно–патриотический туризм — перспективное направление, которое стоит развивать.


Путешествие вдоль линии фронта


Северная война


Минск


Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии был местом встреч в 1706 году Петра I и гетмана Мазепы — в тот момент еще союзников по антишведской коалиции. Также здесь бывал и Карл XII.


Примечательно, что в годы Первой мировой войны соседнее здание — бывший губернаторский дом, а ныне музыкальный лицей — посещал царь Николай II, проведывая здесь раненых солдат.


Лесная


У этой деревни в Славгородском районе в 1708 году 12–тысячный летучий корпус Петра I разбил 16–тысячный шведский корпус Левенгаупта. Шведы шли на Украину за подкреплением, которое им обещал Мазепа. Но у Лесной лишились провианта и орудий, что сказалось на результате битвы под Полтавой, где русские окончательно сразили Карла XII. К 200–летию битвы около деревни установили памятник — бронзового орла, повергшего вражеское знамя, и построили Свято–Петро–Павловский храм–памятник.


Осенью 1943 года здесь вновь шли кровопролитные бои. В результате 23 — 25 ноября Пропойск (ныне Славгород), Рабовичи, Лесная и еще 180 поселений Могилевской и Гомельской областей были освобождены от гитлеровцев.


Война 1812 года


Солтановка


Часовня возле деревни, у современного шоссе Могилев — Бобруйск, возведена в стиле неоклассицизма к 100–летию войны с Наполеоном. На этом месте 11 июля 1812 года произошло сражение русских войск 7–го корпуса генерал–лейтенанта Раевского с французами под началом маршала Даву. Очевидец, барон Жиро из корпуса Даву, так вспоминал о том бое: «Русский солдат в самом деле превосходно выдерживает огонь, и легче уничтожить его, чем заставить отступить».


Студенка


У этой деревни в Борисовском районе в 2002 году создан мемориал — на месте сражения русской и наполеоновской армий. Именно здесь французы переправлялись через Березину, спасаясь бегством из России, и тысячи солдат утонули в бурной реке. По инициативе посольства Франции на кладбище деревни Студенка (левый берег Березины) открыли памятник на могилах более 300 французских солдат, чьи останки обнаружили сотрудники 52–го спецбатальона Минобороны.


Полоцк


24–метровая колонна в честь воинов, сражавшихся за древнейший город Беларуси, впервые появилась в 1840 году, спустя почти век демонтирована и год назад восстановлена. В октябре 1812 года в Полоцке русские нанесли поражение французам, в честь чего у городского Красного моста установлена мемориальная плита с надписью: «Через этот мост русские войска под командованием генерала Витгенштейна и отряда Петербургского ополчения после ожесточенных боев 6 — 8 (19 — 21) октября 1812 года вошли в город и освободили его от неприятеля, чем положили начало изгнанию наполеоновских войск с белорусской земли. С того времени в память о погибших и пролитой крови этот мост стал называться «Красным».


Волковыск


Славится музеем, названным в 1953 году в честь генерала Петра Багратиона. В этом здании располагалась под началом Багратиона ставка 2–й западной армии Российской империи. Перед особняком установлен бюст полководца работы Заира Азгура. В экспозиции выставлены документы и личные вещи воинов 1812 года, многие из которых переданы в Волковыск из Ленинграда и Москвы в 50–е годы. Французы, бывавшие здесь, поражались богатству «провинциальной» кунсткамеры. В популярные туристические маршруты, однако, эта «точка» пока не включена.


Бобруйск


В 1810 — 1812–м ради постройки Бобруйской крепости снесли весь старый город, от которого остался лишь иезуитский костел, перестроенный в цейхгауз. Цитадель должна была служить плацдармом для сбора войск в случае войны России на западе, ее возводили тысячи солдат и крепостных крестьян Могилевской, Минской, Черниговской губерний. Материалы доставлялись из Украины, Карелии, с Кавказа, Урала. К началу войны 1812 года на вооружение крепости было поставлено более 300 орудий, гарнизон ее насчитывал около 4 тысяч человек.


В годы Великой Отечественной войны здесь располагался немецкий концлагерь, где погибли 40 тысяч советских военнослужащих и столько же мирных граждан.

 

Первая мировая война


Сморгонь


На сморгонской земле 810 дней шли ожесточенные бои между немецкой и русской армиями.


Из 16.000 жителей — беженцев города после войны в Сморгонь возвратились 130 человек.


В городе вскоре появится мемориальный комплекс, который создает авторский коллектив под руководством скульптора Анатолия Артимовича, соавтора монументов в Брестской крепости, Кургана Славы. Будут установлены две стены памяти, выполненные из гранита. На одной из них высекут более 800 имен воинов русской армии, на другой начертают текст на немецком языке: «Здесь, на сморгонской земле, покоятся тысячи немецких солдат и офицеров, погибших в сражениях жестокой, бессмысленной войны 1915 — 1917 годов». Вдоль трассы Вильнюс — Минск сохранились «живые» свидетельства тех лет — 12 немецких дотов.


Забродье


До недавнего времени это было единственное место в стране, где еще с советских времен существует мемориал на месте захоронения русских солдат Первой мировой войны. Создал его своими силами художник Борис Цитович (на снимке). Теперь ему помогают власти Вилейского района.


Могилев


С августа 1915 года по ноябрь 1917–го в здании нынешнего краеведческого музея находилась Ставка Верховного главнокомандующего российской армии — императора Николая II. Здесь он и жил.


Минск


В старом районе Сторожевка на месте одного из многих кладбищ русских воинов создан мемориальный комплекс.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter