Война и мир
03.10.2008
— Елена Николаевна, почему вас заинтересовала тема Первой мировой войны?
— Все началось с того, что 17 лет назад я купила дом на хуторе в семи километрах от Сморгони и долго не могла понять, в чем дело: мой дом стоит практически на окопах, куда ни пойдешь — влево или вправо — на десятки километров вся земля изрыта. Я была уверена, что это следы Великой Отечественной, и недоумевала — ведь во время последней войны на этих землях не проходили большие бои. Постепенно от местных жителей узнала, что именно в Первую мировую русская армия два с половиной года удерживала здесь натиск немцев. На той стороне реки Вилии, где стоит мой дом, немецкие окопы, напротив — русские... История 90-летней давности обрастала подробностями, в ней стали появляться конкретные лица. Все было так неожиданно, что захотелось рассказать об этом.
— Формально вы взяли за основу «Юношеский роман» Валентина Катаева.
— Свидетелей той войны не осталось, какими архивами вы пользовались?
— А на хуторе вам не одиноко? Не скучно?
— Вовсе нет, наоборот. Многие городские жители хотели бы перебраться сейчас на хутора и жить поближе к природе. Это не только у нас, во всем мире так. Борис Борисович Цитович, например, давно эту мировую тенденцию почувствовал — он скоро сорокалетие своей «деревенской» жизни будет отмечать. Кроме того, всегда есть люди, которые хотят жить и работать в селе. Многие мои хуторские соседи получают образование в городе и… возвращаются.
— Из фильмов-конкурентов на телекинофоруме «Вместе» вас впечатлила какая-нибудь работа?
— В номинации «Вместе» приз получил цикл фильмов московского телеканала «Звезда» — «9 мая. Личное отношение». Идея фильма, на мой взгляд, абсолютно гениальная: это серия коротких фильмов о войне, снятых лучшими режиссерами поколения 40-летних. Среди знаковых режиссеров там есть и Егор Кончаловский, и Авдотья Смирнова, и Владимир Котт... Каждый из них сделал короткую новеллу о войне. Получился действительно очень личный взгляд на Вторую мировую. Мне эта работа понравилась. Сейчас к 65-летию Победы каждый телеканал будет так или иначе стараться высказаться на эту тему. После ялтинского форума я поняла, что идеи наших телевизионщиков могут быть не хуже, чем у москвичей. Телеканал ОНТ давно зарекомендовал себя как абсолютно конкурентоспособный. И я очень рада, что руководство канала помнит и знает историю нашей страны, и предложило эту тему мастерской известного режиссера-документалиста Владимира Бокуна. Владимир Викторович — гарант серьезной работы. Ни одна программа не выходит в эфир без его личного участия. Это очень важно, потому что авторы и режиссеры в рамках цикла «Обратный отсчет» работают разные. Владимир Бокун всех объединяет в единый формат и «держит планку».
Я бы хотела еще один — главный — акцент поставить. Режиссер фильма «Сморгонь. Забытый фронт» — Людмила Клинцова. С виду хрупкая, беззащитная девушка. Но в работе ей нет равных — напор и выносливость, которым могут позавидовать мужчины. Съемки этого фильма были очень напряженными. Я видела Люду на площадке со слезами на глазах. Но она справилась. И каким бы ни был сценарий, главную работу делает режиссер, от него зависит конечный результат. Поэтому ялтинский приз — ее заслуга.
Фото Владимира Богданова.