Война и мир

Слава документального цикла телеканала ОНТ «Обратный отсчет» вышла за пределы страны...

Слава документального цикла телеканала ОНТ «Обратный отсчет» вышла за пределы страны: на IX Международном телекинофоруме «Вместе», который ежегодно проходит в Ялте, создатели фильма «Сморгонь. Забытый фронт» выиграли главный приз в номинации «Корни». В фестивале принимало участие 300 телефильмов из 27 стран мира — лидировать в таком представительном конкурсе, конечно же, приятно и почетно для наших телевизионщиков. Мы беседуем со сценаристом фильма Еленой Антонишиной, она только что вернулась из Ялты с престижными призами и приятными впечатлениями.


— Елена Николаевна, почему вас заинтересовала тема Первой мировой войны?


— Все началось с того, что 17 лет назад я купила дом на хуторе в семи километрах от Сморгони и долго не могла понять, в чем дело: мой дом стоит практически на окопах, куда ни пойдешь — влево или вправо — на десятки километров вся земля изрыта. Я была уверена, что это следы Великой Отечественной, и недоумевала — ведь во время последней войны на этих землях не проходили большие бои. Постепенно от местных жителей узнала, что именно в Первую мировую русская армия два с половиной года удерживала здесь натиск немцев. На той стороне реки Вилии, где стоит мой дом, немецкие окопы, напротив — русские... История 90-летней давности обрастала подробностями, в ней стали появляться конкретные лица. Все было так неожиданно, что захотелось рассказать об этом.


— Формально вы взяли за основу «Юношеский роман» Валентина Катаева.


— Да, этот роман я прочла в детстве. Чудесный писатель. Очень популярный в советское время. Но тогда я никак не связывала сюжет книги с местами, где теперь стоит мой дом. В романе речь идет о гимназисте, которого выгнали из седьмого класса за неуспеваемость. Воспитанный в патриотических традициях русской интеллигенции юноша уходит добровольцем на фронт, откуда пишет письма своей девушке по имени Миньона. Мой сценарий построен как раз на этих катаевских письмах, они все начинаются словами: «Дорогая Миньона!..» Правда, письма пришлось придумывать самой: Катаев писал очень хорошие тексты, но язык литературы отличается от языка кино. Так что история, которая легла в основу нашего фильма, вполне документальная.


— Свидетелей той войны не осталось, какими архивами вы пользовались?


— Архивными документами занимался мой соавтор — замечательный человек, полковник Лигута. Владимир Николаевич служил под Сморгонью на пограничной заставе. Однажды его бойцов отправили ночью копать окопы — готовиться к учениям. Они работали всю ночь, а утром пришли в ужас: свежевырытые траншеи были усеяны человеческими костями. С тех пор Лигута серьезно заинтересовался темой Первой мировой, не раз ездил в Москву в военно-исторический архив изучать, что же там происходило на самом деле, ведь в белорусских архивах на эту тему совсем нет никакой информации. Вот что интересно, когда Владимир Николаевич в первый раз приехал в Москву, он поднял архивные дела и был потрясен: обычно к каждой папке с документами прилагается формуляр, где люди, ознакомившись с материалами архива, ставят свою подпись. Так вот эти формуляры были девственно чисты, то есть даже историки не интересовались событиями Первой мировой, эта тема была абсолютно непроходная в советское время, по ней нельзя было ни диссертацию защитить, ни учебник написать... По крупицам Владимир Николаевич собрал документальный материал о событиях той далекой войны. Есть у нашего фильма еще один вдохновитель — художник, лауреат премии «За духовное возрождение» Борис Цитович. Он давно занимается темой Первой мировой войны, собирает энтузиастов, проводит «круглые столы» и семинары  в деревне Забродье Вилейского района.


— А на хуторе вам не одиноко? Не скучно?


— Вовсе нет, наоборот. Многие городские жители хотели бы перебраться сейчас на хутора и жить поближе к природе. Это не только у нас, во всем мире так. Борис Борисович Цитович, например, давно эту мировую тенденцию почувствовал — он скоро сорокалетие своей «деревенской» жизни будет отмечать. Кроме того, всегда есть люди, которые хотят жить и работать в селе. Многие мои хуторские соседи получают образование в городе и… возвращаются.


— Из фильмов-конкурентов на телекинофоруме «Вместе» вас впечатлила какая-нибудь работа?


— В номинации «Вместе» приз получил цикл фильмов московского телеканала «Звезда» — «9 мая. Личное отношение». Идея фильма, на мой взгляд, абсолютно гениальная: это серия коротких фильмов о войне, снятых лучшими режиссерами поколения 40-летних. Среди знаковых режиссеров там есть и Егор Кончаловский, и Авдотья Смирнова, и Владимир Котт... Каждый из них сделал короткую новеллу о войне. Получился действительно очень личный взгляд на Вторую мировую. Мне эта работа понравилась. Сейчас к 65-летию Победы каждый телеканал будет так или иначе стараться высказаться на эту тему. После ялтинского форума я поняла, что идеи наших телевизионщиков могут быть не хуже, чем у москвичей. Телеканал ОНТ давно зарекомендовал себя как абсолютно конкурентоспособный. И я очень рада, что руководство канала помнит и знает историю нашей страны, и предложило эту тему мастерской известного режиссера-документалиста Владимира Бокуна. Владимир Викторович —  гарант серьезной работы. Ни одна программа не выходит в эфир без его личного участия. Это очень важно, потому что авторы и режиссеры в рамках цикла «Обратный отсчет» работают разные. Владимир Бокун всех объединяет в единый формат и «держит планку».


Я бы хотела еще один — главный — акцент поставить. Режиссер фильма «Сморгонь. Забытый фронт» — Людмила Клинцова. С виду хрупкая, беззащитная девушка. Но в работе ей нет равных — напор и выносливость, которым могут позавидовать мужчины. Съемки этого фильма были очень напряженными. Я видела Люду на площадке со слезами на глазах. Но она справилась. И каким бы ни был сценарий, главную работу делает режиссер, от него зависит конечный результат. Поэтому ялтинский приз — ее заслуга.

 

Фото Владимира Богданова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter