Железнодорожная станция на белорусско-польской границе стала площадкой для съемок фильмов о войне

Война и мир старой Дубицы

Железнодорожная станция на белорусско-польской границе стала площадкой для съемок фильмов о войне

Каждым утром из Бреста отправляется дизель на Влодаву. Путь 70 километров состав из шести вагонов преодолевает неспешно — за два «с хвостиком» часа. Пассажиры едут на дачи. Друг друга знают. Потому незнакомкам вроде меня — особое внимание. Характерная для приграничья бдительность. Седой старик подсаживается, сверлит яркую косынку на моей голове прищуренными глазами: «До Влодавы?» Улыбаюсь. Да я в курсе, дедушка, что до Влодавы не доберусь! Местечко — на том берегу Западного Буга. Белорусская станция с названием Влодава — это деревня Томашовка. Железнодорожная линия Брест — Хелм протяженностью 113 километров лишилась моста через Западный Буг в годы Великой Отечественной. С тех пор у железнодорожников две Влодавы: белорусская и польская. Война разорвала дорогу, покалечила судьбы живших на границе людей... Прощаюсь с разговорчивым стариком и выхожу на середине пути — на мощенный плиткой перрон станции Дубица. Подвезший меня дизель Брест — Влодава тихонько проследует дальше, чтобы вечером вернуться и забрать пассажиров со всех 22 приграничных станций по пути в город...

 


Здесь все начиналось


Дубица — одна из самых маленьких станций Брестского отделения Белорусской железной дороги. Зато известная. Построенное в 1897 году, к десятилетию со дня открытия линии Брест — Хелм, здание сохранилось как новое. Расположенная в окружении дубов Дубица — это даже не погранзона, а погранполоса. Буквально в 50 метрах от станции — река, за ней — Польша.


Сигнально–заградительная система упирается в усадьбу старейшего работника станции Александра Вакулича. Александр Николаевич родился здесь. Когда–то отец–железнодорожник приехал в Дубицу, влюбился в нее и остался. Получил служебную квартиру на втором этаже станции.

 


С разрешения пограничников иду по дороге вдоль колючки. В прохладный лесной воздух врывается колокольный звон. На том берегу Буга, в деревне Яблечно, уже пять столетий стоит знаменитый православный Свято–Онуфриев мужской монастырь.


— Каждый день слышите исцеляющий душу колокольный звон, — завидую Александру Николаевичу.


Александр Вакулич — человек верующий, улыбается, глаза наполняются теплом:


— Я много раз бывал в этом монастыре, присутствовал на торжествах по случаю 500–летия. Настоятель монастыря освятил первый камень в фундаменте моего дома. Много лет назад здешние земли, вплоть до Белого озера, были монастырскими.


Монастырь ни на день не закрывался, но в 1939 году, когда по Бугу прошла государственная граница, в монастырских кельях разместились немецкие пограничники. На правом берегу реки стояли советские...


«Здесь 22 июня 1941 года при защите границы СССР героически сражались пограничники 15–й погранзаставы...» — встречаю первый памятник, установленный неподалеку от станции. До войны тут была комендатура. Уничтожена прямым попаданием бомбы...


Через несколько метров — второй обелиск. Надпись свидетельствует, что здесь сражались и погибли младший сержант Новиков, сержант Артамонов и еще 16 неизвестных пограничников.


Новиков — легенда. Когда немцы начали наступление, он спрятался в дупле дуба. Стал отстреливаться. Только через сутки фашистам удалось взять в плен потерявшего сознание Алексея. Его не добивали. Отдали поляку из Яблечно. Тот успел спросить имя и фамилию. Похоронил на территории монастыря. Немецкий офицер поставил в пример своим солдатам смелость советского пограничника. Разрешил предать земле, хотя немцы наших пограничников не хоронили, таковы у них были правила.


Сохранился даже дуб, внутри которого была огневая точка. Рядом с дубом стоит памятник, но пройти к нему невозможно. Он за колючкой, на самом берегу реки.


В 1968 году имя Алексея Новикова присвоено 14–й пограничной заставе Брестской Краснознаменной пограничной группы. На заставе установлен бюст героя. Одна из улиц поселка Домачево Брестского района носит имя отважного бойца.


А станция Дубица пережила ту войну без особых потерь. Уцелела. Пули оставили только отметины на красном кирпиче. В войну отсюда вывозили лес в Германию. Есть скудная информация, что детей Домачевского детского дома тоже могли отправлять на запад. Детдом в 1941–м не успели эвакуировать. Часть ребят погибла от голода, часть — от фашистских медицинских экспериментов. А 23 сентября 1942 года гитлеровцы расстреляли 53 воспитанника вместе с воспитательницей Полиной Грохольской. Недалеко от Дубицы, по дороге на Домачево, установлен памятник...

 


На полке шкафа в кабинете нынешнего начальника станции Дубица Олеси Кошик — немногочисленные свидетельства той далекой войны. И альбом с фотографиями. Послевоенная история Дубицы более яркая. Олеся Кошик, как и остальные работники станции, мечтает о музее, но для его создания мало фактуры:


— Хочется иметь оригиналы или хотя бы копии документов царского, польского периодов.


Сегодняшний день старой Дубицы — две пары пассажирских поездов. А также погрузка леса, который Брестский лесхоз отправляет в Европу.


Жизнь в кадре


С недавних пор работники станции не переводят вручную стрелки на путях — установлена электрическая централизация стрелок. Но деревянные шпалы на бетонные пока не поменяли. Жаль, но 3 августа, в День железнодорожника из Бреста в Дубицу не отправится состав, влекомый старым паровозом, гудящим на всю округу. Традицию не так давно почему–то отменили. Старые паровозики появляются в Дубице только для участия в киносъемках.


Впервые в кино Дубица засветилась в фильме «Курсанты». В последние годы киношники здесь снимали эпизоды исторических картин «Сага о хантах», «Тунгус. Снайпер», «Брестская крепость», «Охота на гауляйтера», «Роль», «Снайпер–3: Герои Сопротивления»...


В мае Дубица попала в кадр киностудии «Азербайджанфильм». Рабочее название картины к 70–летию Победы — «Прерванные воспоминания». Режиссер Эльхан Джафаров рассказывает о судьбе защитника Брестской крепости азербайджанца Данияла Абдуллаева. Он попал в концлагерь, бежал, партизанил в белорусских лесах. Премьера — в следующем году.


На станции отметились такие знаменитости, как Константин Лопушанский, Владимир Гостюхин, Марина Александрова, Гоша Куценко, Анастасия Заворотнюк... Многие оставили автографы, которые бережно хранятся в станционном фотоальбоме.


Съемки по продолжительности бывали разными: от трех часов до 10 суток. Так что работники станции многое повидали. Александр Вакулич говорит, что звездностью никто из гостей не козырял. Разве только Заворотнюк, которая не сочла нужным оставить пару добрых слов работникам станции — только расписалась. Александр Николаевич предоставлял киношникам свою телегу с деревянными колесами:


— Она уже исторический экспонат. Участвовала в съемках четырех фильмов, в том числе «Брестской крепости» и «Охоты на гауляйтера».


На время съемок буквы вывески «Дубица» снимают и меняют на нужные. Плитку засыпают песком. Стены зала ожидания заклеивают обоями. Удобная для декораторов натура, пейзажи — загляденье, приветливые станционные работники — все нравится режиссерам и операторам.


Начальник станции Олеся Кошик не скрывает, что худеет от волнения:


— Интересно, здорово, но очень переживаю за безопасность. Поезда ведь ходят по расписанию. Железная дорога ради кино не останавливается ни на минуту.


В спокойной Дубице случались забавные инциденты. Как–то в кадр попал грибник. Может, вышел поглазеть, услышав стрельбу и взрывы. Так его продержали в кустах до окончания съемок очередного дубля.


В массовке фильмов, как правило, снимаются брестчане, которые с большим удовольствием откликаются на объявления о наборе. Люди разных профессий, участники клуба реконструкторов. Кто снялся раз, потом, говорят, ждет новых кастингов. А они для съемок в Дубице еще будут обязательно...


Уезжаю со станции под молитвенный колокольный звон, доносящийся из Яблечновского монастыря. Уже 70 лет — мирная жизнь по обе стороны границы. Теперь Западный Буг разделяет Европейский и Таможенный союзы. Запад и восток наводят новые мосты — экономические. Сейчас идут разговоры о необходимости восстановления разрушенного железнодорожного моста через Западный Буг в районе Томашовки. Того, который некогда соединял и когда–нибудь опять свяжет две Влодавы. А выстрелы, пусть и холостые, киношные, все еще заставляют вздрагивать стариков, живущих по обе стороны пограничной реки. Жизнь на границе особая, это всегда жизнь на виду, можно сказать, «в кадре» — даже если здесь не снимается кино...


valentinak3@mail.ru


Фото автора.


Советская Белоруссия №111 (24494). Суббота, 14 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter