Война азбукой Морзе

Владимир Тарасов был партизанским радистом и пускал под откос поезда

Он был партизанским радистом, пускал под откос поезда и принимал посылки с Большой земли

Не выпуская из рук телефонной трубки, Владимир Степанович Тарасов напряженно смотрел в окно. Потом положил трубку на рычаг, прошелся по кабинету и снова взялся за телефон. Рейс из Москвы задержался на целый час. «Хорошо, если туман долго не продержится», — подумал он. Заставил себя заняться делами. Заходили посетители, звонили по телефону. Между тем Владимир Степанович не мог успокоиться. Он ожидал прилета боевых друзей.

Владимир Степанович вдруг встрепенулся: «Нет, на туман не будем жаловаться. Было время – туман нас, партизан, здорово выручал…»

Было это осенью 1942 года, они, группа партизан, возвращались с очередного задания недалеко от Витебска. У партизанского радиста Володи Тарасова за плечами рация, настроение хорошее: задание выполнено успешно. И вдруг в тревожной тишине окрик: «Хальт!»

И стрельба. Со всех сторон запели пули.

«Засада! – кричит командир. — Все в болото!»

Немцы, почувствовав свое преимущество, стреляют редко – они решили взять партизан живыми. Знают, что болото их не спасет. Знают про это и партизаны, но другого выхода нет.

Командир приказывает Тарасову уничтожить рацию. Все торопятся… Спасение пришло неожиданно. С болота подул ветер, вместе с ним наплыл туман. За его густыми волнами спрятался лес, и немцы остановились, не зная, куда стрелять. Партизаны сделали небольшой круг и от погони оторвались. Не раз потом вспоминал этот случай с туманом Владимир Степанович. Вспоминал и теперь, волнуясь перед встречей с друзьями.

…Между тем, действительно, туман быстро рассеялся, и в окна заглянуло солнце. Вскоре самолет приземлился, и, как обычно, были объятия, радостные возгласы желанной встречи.

И воспоминания, воспоминания…

Володя Тарасов, комсомолец из небольшого сибирского городка, на фронт попросился добровольцем. Его направили в Москву, в специальную школу, которая готовила радистов. Для Володи это очень подходило, так как еще в школе он увлекался радиотехникой.

Нелегко было учить и учиться в этой первой школе радистов-партизан. Не хватало наглядных пособий, технических средств. А самая главная трудность заключалась в том, что курсанты не имели возможности поработать на той аппаратуре, с которой им предстояло отправиться в неприятельский тыл.

Тем не менее школа действовала. Тарасов с головой ушел в учебу. В июне 1942 года состоялся выпуск курсантов, и его отправили за линию фронта.

…В неприятельский тыл Тарасов вылетел ночью, он попал, как и планировалось, в партизанский отряд «Смерть фашизму».

Лесная жизнь трудна даже для бывалого воина. Радисты в большинстве своем не имели армейской закалки, а работать им приходилось в любую погоду, на марше и в бою. Поэтому боевой опыт приходил с каждым днем.

Кроме основных сеансов связи с Москвой, Владимир Тарасов постоянно следил за сводками Совинформбюро, приказы Верховного Главнокомандующего размножал от руки, передавал командованию отряда и в редакцию партизанской газеты.

В то время на оккупированной территории уже активно действовала сеть подпольной партизанской печати. На территории Беларуси издавалось уже около 160 газет. Материалами с Большой земли их обеспечивали в основном радисты-партизаны, в числе которых был и Владимир Тарасов.

По записанным московским передачам составлялись и печатались листовки, в которых рассказывалась правда о положении на фронтах и разоблачалась ложь фашистской пропаганды. Вместе с радиотехником Евгением Шиповым, бежавшим из плена, они смастерили широковещательный приемник и вмонтировали его в футляр от патефона. С этим ничем не бросающимся в глаза чемоданчиком друзья почти каждый вечер выезжали в окрестные деревни и устраивали там коллективное прослушивание московских передач.

Владимир Степанович вспоминал: «Со временем в партизанские отряды и бригады с Большой земли стали присылать и более совершенную радиоаппаратуру. Работать стало легче, а люди с нетерпением ждали известий из столицы».

Партизану-радисту Владимиру Тарасову не раз приходилось вести радиосвязь с самолетами, которые прилетали во вражеский тыл к народным мстителям.

Использование авиации в интересах партизанского движения вообще было бы невозможно без устойчивой двусторонней радиосвязи отрядов с Большой землей.

Перед каждым вылетом самолетов по радио уточнялись местонахождение аэродромов и посадочных площадок, боевая и метеорологическая обстановка в районах их расположения, определялись сигналы для взаимного опознания. Многие отряды держали постоянную связь с теми авиачастями, которые посылали к ним свои воздушные корабли. В связи с отсутствием радиомаяков для приема самолетов, особенно в первые годы войны, в отрядах и соединениях использовали не радиосигналы, а так называемую светосигнальную связь: расположенные в заранее обусловленном порядке костры. Их выкладывали в виде треугольников, квадратов, ромбов, конвертов, по три-четыре в линию и так далее. Иногда эти костры дополнялись осветительными ракетами, фонарями. Противник вел с воздуха усиленную слежку за партизанскими посадочными площадками и без труда обнаруживал выложенные на них светосигналы. Немецкие летчики немедленно доносили своему командованию о замеченных огнях и системе их расположения. И гитлеровцы порой в нескольких местах выкладывали такую же сигнализацию в расчете привести советские самолеты к себе или, по крайней мере, дезориентировать их экипажи.

И враг не раз вводил наших летчиков в заблуждение. Увидев на земле два или несколько условных светосигналов, они были вынуждены возвращаться на Большую землю. Но были случаи, когда партизанские летчики все же попадали на «удочку» к этим ложным сигналам.

Поэтому партизаны стали заранее договариваться по радио с командованием авиаполка об изменениях в расположении костров при подлете самолетов к месту посадки. Как только наблюдатели устанавливали, что самолет с Большой земли приближается к партизанскому аэродрому, бойцы тушили какой-то костер или зажигали новый. Вместо, допустим, конверта получался квадрат, вместо ромба – треугольник. И в этом основную роль играли партизанские радисты, в числе которых героически сражался и Владимир Тарасов.

Как и у всех партизан отряда «Смерть фашизму», на его счету было немало боевых дел. Особенно запомнилась «рельсовая война», приказ о начале которой он принял и оперативно передал по назначению.

Обстановка во вражеском тылу с каждым днем усложнялась. Участившиеся взрывы эшелонов на железнодорожных магистралях не давали фашистам покоя. Немецкие власти рассылали приказы и распоряжения старостам деревень, в которых предупреждали, что если в районе деревень, где проходят железнодорожные магистрали, будут происходить взрывы эшелонов, то населенные пункты будут сожжены, а жители расстреляны.

Из центрального штаба партизанского движения Тарасов принимает распоряжение о переносе боевых операций по минированию железнодорожных магистралей дальше от населенных пунктов.

Участвуя во многих боевых операциях, партизанский радист Владимир Тарасов ни на минуту не забывал о главной своей работе: держать устойчивую и надежную связь с Большой землей.

По беспроволочному телеграфу он днем и ночью принимал приказы и распоряжения из Москвы, в которых ставились боевые задачи партизанам и подпольщикам, а в ответ отправлял ценные сведения о военной, политической и экономической обстановке на оккупированной врагом земле.

Родною стала Беларусь для Владимира Тарасова и после войны. Когда на окраине Минска, где еще не успела остыть земля от бомб и снарядов, начал новую свою жизнь аэропорт, Тарасову доверили один из ответственных участков авиации — налаживать связь с самолетами гражданского воздушного флота. Много сил и умения отдал он, чтобы только что созданное радиобюро работало без задержек и срывов.

Еще гремели залпы войны, а со столичного аэродрома уже взлетали первые самолеты с мирными грузами, перевозились почта, пассажиры. Со взлетно-посадочной полосы поднимались в небо гражданские самолеты, строго выдерживая свои мирные маршруты. И всегда с ними была надежная связь партизанского радиста Владимира Тарасова.

Долгие годы возглавляя Белорусский комитет профсоюза авиаработников, он проявлял свои высокие человеческие качества: любовь к людям, беспокойство за их настоящее и будущее. Связь с жизнью у бывшего партизанского радиста всегда была надежной.

На снимке: Герой Советского Союза заместитель председателя Президиума Верховного Совета БССР Владимир ЛОБАНОК (слева) вручает бывшему партизанскому радисту Владимиру ТАРАСОВУ высокую правительственную награду.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter