
— Снег сбил ориентиры, — говорит о своем пути на работу могилевчанин Артем Безруков. — Тактильная плитка перед пешеходным переходом, сигнал для незрячих людей, теперь под сугробом.

Артем угощает коллег шарлоткой, которую приготовил сам, и читает свои стихи.
— Я полностью потерял зрение лет пять назад, до этого слабо, но видел, — делится он своей историей поиска профессии. — Сидеть в четырех стенах и жить на пенсию по инвалидности — это не для меня. Я выучился в Гродненском медколледже в специальной группе для слепых на массажиста. Не люблю термин «безбарьерная среда», предпочитаю — «универсальная», то есть удобная для всех. Это касается и трудоустройства. Государственные службы должны тестировать пусть и ограниченные, но все же возможности каждого человека с инвалидностью и помогать ему находить свое место в жизни.

Такую инициативу уже реализуют в Центре социального обслуживания населения Октябрьского района Могилева, где Артем и получает бесплатную услугу поводыря. Суть пилотного проекта раскрывает заведующая отделением сопровождаемого проживания Светлана Струкова:

Соцслужбы регулярно обследуют условия проживания людей с ограниченными возможностями и предлагают свою помощь. Светлана Струкова считает, что для каждого человека требуется индивидуальная программа реабилитации:
— Во время обследования мы обратили внимание на Татьяну и Марию. Обе жили с престарелыми родителями и не выходили из четырех стен. У девушек диагнозы, связанные с нарушением в развитии интеллекта. Мы стали их приглашать в свой центр. Сначала они набирали наш номер и молчали в трубку. Шаг за шагом — и наконец стало понятно, что можно им найти для себя занятие, а значит, и дополнительный заработок. Сейчас они работают уборщицами в частном фитнес-центре и живут самостоятельно в доме для ветеранов и инвалидов. Мы не только помогли им собрать нужные документы, пройти медкомиссию, найти нанимателя, готового трудоустроить у себя «особенных» работниц. Нашему специалисту пришлось помогать девушкам адаптироваться на их первом в жизни рабочем месте: приучать приходить ко времени, пользоваться инвентарем, общаться в коллективе. Способности у всех разные: Таня вошла в рабочий ритм за пару недель, а вот над Машей пришлось шефствовать полгода.
За два года услугой «Сопровождаемое трудоустройство» здесь воспользовались уже 19 человек. В том числе подопечные Натальи Ивановой. Она переводчик жестового языка, каждый день на связи онлайн с теми, кому нужно помочь в мире слышащих людей:
— Кому-то в поликлинике требуется объясниться с врачом, вызвать сантехника, скорую: я выхожу на видеосвязь по скайпу. Дмитрию Сивакову мы сами предложили помощь в трудоустройстве, мужчина не мог найти работу несколько лет. Даже грузчиком не брали, мол, как мы с ним общаться будем, он же глухой. А у него двое детей, и на пенсию по инвалидности семью содержать тяжело. Я просматривала вместе с ним объявления о вакансиях, созванивалась с работодателями, сопровождала на собеседованиях, пока его не взяли разнорабочим на стройку.

Ольга Ольшевская — еще одна подопечная Натальи. У молодой женщины высшее экономическое образование — с ним она работу найти не смогла. А вот специальность швеи пригодилась: в центре ее трудоустроили инструктором по трудотерапии. Теперь Ольга ведет кружок у инвалидов, которые посещают отделение дневного пребывания:
— Сейчас я шью маски. Коронавирус усложнил коммуникацию для таких, как я, ведь мы читаем по губам. Есть интересная идея — прозрачные маски: в некоторых странах их стали применять в общественных местах для общения с глухими. Cчитаю, что у работодателей все еще есть стереотипы, мол, инвалид — это сплошные проблемы. Но такие люди в большинстве своем — очень добросовестные работники, они знают цену рабочему месту.
e.kukshynskaya@gmail.com