В технопарке "Сколково" впервые проходила «Евразийская неделя»

Вот тебе и раз – появился робот-«БелАЗ»

В технопарке "Сколково" впервые проходила «Евразийская неделя». Компании стран ЕАЭС показали передовые разработки и нашли единомышленников.


Скоро такой махиной можно будет управлять из офиса с чашкой кофе в руке. Фото: БЕЛТА

Многие привыкли думать, что «БелАЗ» – большой самосвал. На самом деле это кладезь инноваций. На белорусском стенде можно было узнать все его секреты.

– Наш карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн – мировой рекордсмен. Машина с успехом эксплуатируется в Западно-Сибирском регионе России, – рассказал инженер научно-технического центра «БелАЗ» Герман Гусаков. – На форуме мы представляем разработки, которые будут интересны всем странам ЕАЭС. Помимо самосвала, это и тягач для буксировки самолетов со взлетным весом до шестисот тонн.

Что же особенного в этой технике? Когда переходишь на макроразмер, приходится пересматривать все технические концепции заново. Гиганты требуют более тщательной проработки конструкции. Только в последнее время получено семь новых патентов.

– Есть опасность сильной вибрации, – объясняет Герман Гусаков. – И здесь нужна уникальная пневмогидравлическая подвеска. Это наше ноу-хау. Обновляем и кабину – вся информация выводится на ЖК-монитор. Для этого нужно много датчиков. По этому направлению сотрудничаем с российскими разработчиками из «Вист Групп». У нас с ними есть интересный проект, который мы сейчас обкатываем – роботизированный самосвал. Водителя в кабине нет. Оператор ­«БелАЗа» может сидеть в офисе перед монитором, держать чашку кофе одной рукой, а другой – с помощью джойстика управлять многотонной махиной за километры от карьера. Водитель меньше устает и к тому же защищен от вредных факторов, как, например, при добыче урана.

Мастера из Жодино на этом останавливаться не собираются. Отслеживают все, что касается искусственного интеллекта в управлении техникой. Вероятно, в будущем эти машины вообще смогут обходиться без людей. Того и гляди, режиссер Майкл Бэй снимет «БелАЗ» в очередной части «Трансформеров». Надеемся, машина будет на стороне добра.

ПОСТРОИМ ЗАМКИ ИЗ ПЕСКА

Из российской нефти в Беларуси делают один из самых качественных видов бензина в СНГ. И это было бы невозможно без передовых технологий.

– У нас два нефтеперерабатывающих завода – «Наф-тан» и Мозырский НПЗ. Ежегодные инвестиции в инновации составляют сотни миллионов долларов, – рассказал начальник управления перспективного развития концерна «Белнефтехим» Дмитрий Пилипончик. – В этом году, например, ввели новое производство высокооктановых добавок, которые позволят нам весь бензин перевести на стандарт ­Евро-5. Качество отменное – двигатель не захлебнется.

Есть новации и по композитам. Например, на заводе «Светло­горскХимволокно» выпускают уникальные углеродные материалы, которые используются в оборонной промышленности, в том числе в России. Материалы идут на вертолеты, самолеты и даже на космическую технику.

Одна из запоминающихся новинок «Белнефтехима» – кварцевое армирование. Как известно, традиционное усиление строительных конструкций обеспечивается металлом, но белорусы придумали, как заменить его изделиями... из песка.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ВРАЧ

– Мы приехали сюда с проектом «Электронный рецепт», – говорит начальник информационно-фармацевтического центра РУП «Белфармация» Инна Зверко. – Все поликлиники Минска и государственная аптечная сеть работают с этой технологией. Врач выписывает рецепт в электронном виде. Минчане, приходя в аптеку, представляют пластиковую карту, аптекарь ее сканирует и видит в базе данных, какое средство назначено. А врач в системе может отследить, получил ли пациент препарат.

Это помогает планировать производство и снабжение аптек. В режиме онлайн видно, в каких лекарствах нуждаются люди.

– На форуме мы заключили договоры с фондом «Сколково». Они используют некоторые наши инновации, а мы берем их разработки, – рассказала заведующая отделом инжинирингового центра Государственного центра по науке и технологиям Беларуси Алла Рудковская. – В Беларуси

мы хотим внедрить проект Global Lab – это сообщество школьников, увлекающихся наукой. В «Сколково» присутствуют белорусские компании, сотрудничает с ним и наш Парк высоких технологий.

Все в Астану на «Экспо-2017»


Канат Калманбетов, заместитель директора по программированию компании «Алстрон Телеком» (Алматы):

– На «Евразийской неделе» шел обмен опытом, помогали друг другу заполнить «вакуум знаний». В Казахстане тоже есть свое «Сколково» – «Техгарден» в Алматы. Приветствуются инициативы по созданию новых технологий и сотрудничеству с фирмами ЕАЭС. Например, наши дочерние компании работают в России – в Самаре, Томске, Казани. Мы предоставляем программное обеспечение для нефтяной промышленности. Это импортозамещающий продукт. Его мы делаем вместе с российскими учеными. На форуме познакомились и с белорусскими коллегами. Приглашаю всех на всемирную выставку ­«Экспо-2017» в Астане. Следующая «Евразийская неделя» пройдет там.

В шубе завелись... радиометки


Евразийская экономическая комиссия провела несколько заседаний по развитию новых технологий.


RFID-чипы очистят рынок от "серого" импорта. Фото: Олег Рукавицы/ kpmedia.ru

– Мы рассчитываем, что именно инновации станут драйвером развития экономики союза и дадут серьезную добавленную стоимость продукции, – сказала министр по торговле ЕЭК Вероника Никишина. – Членами «пятерки» проводится большая работа по развитию современных производств, в том числе по внедрению нанотехнологий.

Министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК, экс-премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский рассказал о механизмах внедрения разработок:

– На данном этапе – это евразийские технологические платформы, Евразийский инжиниринговый центр по станкостроению, Евразийская сеть развития кооперации и субконтрактации, в ближайшей перспективе – создание широкой инновационной инфраструктуры в Союзе и сети трансфера технологий.

Отдельно хвалили Союзное государство. В Беларуси и России первой в ЕАЭС внедрена система RFID-технологий для учета меховых изделий.

– Маркировка шуб радиометками доказала свою эффективность, – сообщил директор Департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Гагик Кочарян. – Усилился контроль за оборотом изделий, поставлен барьер серому импорту. Изучается возможность RFID-идентификации других товаров.

Николай АЛЕКСЕЕВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter