Поезда с подзарядками для телефонов, новая система доступа к вагонам и рельсы без стыков: какие еще новинки внедрят на третьей линии метро

Вот так повезет!

Первые четыре станции третьей линии метро: «Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Богушевича» и «Юбилейная площадь» — примут первых пассажиров уже в следующем году. Приурочить запуск планируют к 3 июля — Дню Независимости. Чтобы успеть в срок, строят круглосуточно и без выходных. Механизированному тоннелепроходческому комплексу «Алеся» осталось проложить финальный тоннель между станциями «Вокзальная» и «Ковальская Слобода». Почти половина пути уже пройдена. Когда эта подземная магистраль будет готова, начнется тестирование нового участка. Поезда тоже удивят — они будут ультрасовременными: с системами кондиционирования и местами для подзарядки электронных девайсов. Корреспондент «Р» побывала на строящихся станциях и узнала, чем еще удивит пассажиров третья линия метро.

Большая стройка

Первым делом отправляемся на станцию «Ковальская Слобода». У нее самая высокая готовность. На входах уже смонтированы стеклянные козырьки и двери. В вестибюле подготовлены места для торговых павильонов. Основные отделочные работы внутри также у финишной черты: полы и стены облицовывают суперпрочными гранитом и керамогранитом, на потолках развешивают светильники. Напольное покрытие временно закрыли защитным материалом, чтобы не повредить. Станцию оборудуют новыми системами безопасности, лифтами и пешеходной галереей для людей с ограниченными возможностями. 

Соседка «Ковальской Слободы» — станция «Вокзальная» — тоже на финишном этапе готовности. Вход на нее расположен со стороны улицы Дружной. Ее изюминка — наземный вестибюль. Это первая станция метро в Минске такой конструкции. Внутри полным ходом идут отделочные работы и монтаж оборудования. С разных сторон доносятся гулкие удары молотков, шум работающей сварки и прочие строительные звуки — дело спорится! Результат слаженной работы команды строителей налицо — платформенный участок уже весь в граните. Облицовку полов вестибюля и пешеходных тоннелей завершат в ближайшее время. 

С разных сторон доносятся гулкие удары молотков, шум работающей сварки и прочие строительные звуки — дело спорится! 

К слову, о пешеходных тоннелях. Они связывают строящуюся станцию «Вокзальная» с уже существующей станцией «Площадь Ленина». Один из тоннелей довольно длинный — около 220 метров. В нем уже установлены траволаторы — движущиеся бесступенчатые дорожки. Они белорусского производства и уже практически смонтированы. Траволаторы существенно упростят жизнь пассажирам с багажом, которые частые гости на «Площади Ленина» ввиду наличия рядом железнодорожного вокзала и автовокзала «Центральный». Всего для новой ветки нужно 9 лент траволатора: 7 для «Вокзальной» и 2 для «Юбилейной площади». 

А что со станцией «Площадь Богушевича»? По словам начальника производственного отдела «Минскметростроя» Сергея Гречкина, здесь работы тоже идут полным ходом:

— Эту станцию строим в два этапа. Первый — непосредственно платформенный участок. Он практически готов. Сейчас идут отделочные, штукатурные и покрасочные работы. Все четыре эскалатора, которыми будет оборудована «Площадь Богушевича», уже смонтированы. Второй этап строительства — участок, который станет сердцем станции. В нем располагается оборудование, обеспечивающее работоспособность всего объекта. Завершить работы планируем к ноябрю. Затем приступим к отделке и монтажу оборудования.

Еще одно ноу-хау — рельсы на третьей линии будут бесстыковыми. То есть минимум тряски и шума в вагоне.

Углубились в тему

Станция «Юбилейная площадь» будет самой глубокой — 36 метров.
Одна из самых грандиозных строек развернулась в районе будущей станции «Юбилейная площадь». Она станет самой глубокой — 36 метров, что примерно равно высоте шестиэтажного дома. В этой точке расположится пересадочный пункт с «зеленой» ветки на «красную». 

К возведению «Юбилейной площади» приступили позже остальных станций первой очереди. Сейчас в котловане ведутся работы по армированию станции. При строительстве пришлось столкнуться с очень плотными и водонасыщенными грунтами. Ситуацию осложняло наличие с обеих сторон многоквартирных высоток. Пришлось применять строительные ноу-хау. Так, на «Юбилейной площади» и примыкающем к ней тупике впервые в нашей подземке использовали новый метод гидроизоляции. В сентябре здесь начнется реконструкция платформенного участка станции «Фрунзенская», чтобы соединить ее новым подземным пешеходным переходом.

— Тупики за станцией «Юбилейная площадь» готовы. В этом месяце начнем сооружение верхнего строения пути, то есть укладку рельсов, — поясняет терминологию Сергей Гречкин. — Рельсы в тоннелях между станциями «Вокзальная» и «Юбилейная площадь» практически везде уложены. Сейчас наши специалисты укладывают их в тоннеле между «Вокзальной» и «Ковальской Слободой». Применяем новую технологию. Вместо шпал используем специальные блоки с виброизоляционными прокладками, производство которых налажено на заводе железобетонных изделий предприятия. Это увеличивает срок службы верхнего строения пути и снижает уровень шума при движении состава. 

К возведению «Юбилейной площади» приступили позже остальных станций первой очереди.

Новации — в дело

Ноу-хау третьей линии — рельсы будут бесстыковыми. То есть минимум тряски и шума в вагоне. Пассажиры смогут ощутить заметную разницу между комфортностью поездки по третьей и уже существующим линиям метро. Ожидается, что тестовые запуски поездов на четырех новых станциях состоятся уже в январе. 

Еще одна новинка третьей ветки метро — защитные ограждения из прозрачного стекла на всех платформах. Они исключат падение пассажиров на рельсы. Если все пойдет по намеченному графику, то уже в декабре на станцию «Ковальская Слобода» доставят первую партию защитных ограждений.

— Нужно не только установить и закрепить эти конструкции, но и завязать их с автоматикой движения поездов, чтобы они открывались и закрывались синхронно с дверями вагонов. Также необходимо обеспечить безопасность их работы при большом количестве пассажиров на станции, — обратил внимание на важные нюансы Сергей Гречкин. 

Мастер тоннельного отряда «Минскметростроя» Юрий Горский. 

Ожидается, что «Вокзальная», «Площадь Богушевича», «Ковальская Слобода» и «Юбилейная площадь» примут первых пассажиров уже в следующем году, поэтому сейчас основные усилия брошены на их строительство. Не дожидаясь ввода в эксплуатацию первых четырех станций третьей линии, «Минскметрострой» готовит площадки для сооружения еще трех. Речь идет о втором пусковом комплексе. Он включает в себя три станции: «Аэродромная» (на территории бывшего аэропорта «Минск-1»), «Неморшанский Сад» (на пересечении улиц Кижеватова и Осиповичской) и «Слуцкий Гостинец» (на пересечении улиц Кижеватова и Корженевского). Также в районе улиц Кижеватова и Серова появится электродепо для обслуживания третьей линии метро.

Чтобы успеть в срок, строят круглосуточно и без выходных. 

Сергей Гречкин:

— В районе станции «Слуцкий Гостинец» почти все инженерные сети, которые мешали развивать строительные площадки, перенесли. Временные объезды для транспорта готовы. Ориентировочно с 1 ноября начнем здесь активное строительство.

Свет в тоннеле

Тем временем механизированный тоннелепроходческий комплекс «Алеся», который прокладывает под землей четвертый тоннель между станциями «Вокзальная» и «Ковальская Слобода», прошел почти половину пути. Он прокладывает тоннели со скоростью до 250—300 метров в месяц, что в 4—5 раз быстрее, чем немеханизированные («ручные») щиты. Сейчас «Алеся» на плановой остановке. Специалисты осматривают «железную леди» и меняют режущий инструмент. Увидеть свет в конце тоннеля планируют в октябре-ноябре. После проходки этого участка «Алеся» начнет прокладывать тоннель от станции «Аэродромная» к станции «Слуцкий Гостинец». 

Строительство осложняло наличие с обеих сторон многоквартирных высоток. Пришлось применять строительные ноу-хау.

Одной из ключевых инноваций третьей линии станут новые электропоезда. Договор на поставку десяти поездов для минской подземки руководство Минского метрополитена и ЗАО «Штадлер Минск» подписали в январе 2017 года. Речь идет о шести четырехвагонных и четырех пятивагонных поездах. В этом году должны поставить шесть поездов, а всю партию в соответствии с контрактом — в 2020 году. Новые электропоезда предназначены для эксплуатации на действующих и строящейся линиях метро с перспективой постепенной замены существующего парка подвижного состава.

Электропоезда оборудованы системой автоведения. Она обеспечивает контроль и безопасность движения, снижение расхода электроэнергии и сокращение интервалов движения электропоезда. Основные функции данной системы заключаются в соблюдении графика движения поездов и автоматической остановке поезда на станциях, оборудованных барьерами. Машинист будет только контролировать обстановку и заводить поезда в депо или тупики. 

Сейчас в котловане ведутся работы по армированию станции.

Отличительная особенность новых поездов — они сквозные, то есть пассажиры смогут переходить из вагона в вагон. Еще один приятный бонус — салоны, оборудованные системами кондиционирования и вентиляции, автоматического пожаротушения и информирования пассажиров. Внутри также есть места для подзарядки электронных девайсов.

В ближайших планах «Минскметростроя» — введение в строй семи станций третьей линии, а также электродепо, здания для обслуживающего персонала и инженерного корпуса. Четыре станции — в высокой степени готовности. Затем в планах продолжить строительство еще семи станций Зеленолужской линии от «Юбилейной площади» до «Логойской». 

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter