Вот присосался!

В этом году клещевым энцефалитом уже заболели 6 белорусов 

Белорусские эпидемиологи разработали новую тест-систему для выявления в сыворотке крови антител к вирусу клещевого энцефалита

Клещам дали по носу. Новая тест-система позволит определить присутствие антител к возбудителю клещевого энцефалита в сыворотке крови уже через несколько дней после заражения. Сегодня разработка проходит экспертизу, а в ближайшей перспективе опытную партию наборов разошлют по лабораториям областных центров.

Разработка ценна. Ведь тест-система создана на основе штаммов, которые циркулируют на белорусских широтах. Не только отечественные эпидемиологи смогут применять в своей практике такие наборы, но и их коллеги из России, Украины.

— Вскоре мы приступим к разработке молекулярно-биологической тест-системы, — поясняет «Р» Тамара Самойлова, один из разработчиков, заведующая лабораторией экологии и эпидемиологии арбовирусных инфекций НИИ микробиологии и эпидемиологии. — В принципе, она будет решать аналогичные задачи, но преимуществ, важных для специалистов, здесь все-таки больше.

Есть у этой лаборатории еще одна особенность, которая вынуждает обращаться сюда не только эпидемиологов со всей Беларуси, но и обычных людей. Только здесь проводятся исследования на зараженность энцефалитом самих вероятных носителей — клещей. Укушенные извлекают из своего тела кровососов, упаковывают их в баночки-коробочки и приносят сюда.

— Иногда за день делаем несколько таких исследований, — рассказывает Тамара Самойлова. — За последний сезон на предметных стеклах побывало более 100 насекомых. Мы проверяем не только снятых с тела клещей, но и отловленных в их естественной среде обитания.

Каков же процент зараженности среди самих носителей? Численность иксодовых клещей, способных передавать энцефалит и болезнь Лайма (это всего одна разновидность среди зарегистрированных в Беларуси двенадцати), в этом сезоне по сравнению с прошлым увеличилась на 34 процента. Среди них до 10 процентов носителей вируса энцефалита, лайм-боррелиоза — 30 и выше. С начала года за медицинской помощью обратились 12 465 человек, к которым присосались клещи. Но, по словам Андрея Веденькова, врача-паразитолога Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, реальная цифра пострадавших на несколько порядков выше.

— Сто тридцать белорусов в этом году заболели лайм-боррелиозом, 6 — клещевым энцефалитом, — говорит Андрей Веденьков. — Это больше, чем за аналогичный период прошлого сезона.

Кстати, в ближайшие месяц-полтора эпидемиологи призывают нас быть более внимательными и осторожными: зараженность клещей энцефалитом и болезнью Лайма значительно возрастет. Естественно, вырастет и вероятность инфицирования людей.

— Прошу всех: как только вы сняли присосавшегося клеща (а делать это нужно очень аккуратно, ведь при раздавливании насекомого вероятность заражения значительно повышается), бегом в лаборатории санэпидстанций или к нам, — говорит Тамара Самойлова. — Через несколько часов результат будет готов, и врачи наверняка будут знать, назначать вам лечение или нет.

В практике клиницистов немало случаев, когда иммунитет человека самостоятельно справлялся с вирусом и боррелиями или вовремя проведенная профилактика спасала от развития заболеваний.

— Доказано, что прием специфических антибиотиков в первые 72 часа после укуса клеща снижает вероятность заражения на 80 процентов, — объясняет Виктор Щерба, заведующий отделением нейроинфекций Минской городской клинической инфекционной больницы. — А вообще, сложно предугадать, как поведет себя организм: некоторые отделываются лишь повышением температуры, а у других, не лечившихся, спустя месяцы или годы бывают осложнения — артрозы, аритмии, парезы.

Наталья поступила в отделение нейроинфекций несколько дней назад. Диагноз — болезнь Лайма. Сейчас она проходит второй, углубленный, курс лечения. Первый не принес результатов, и теперь женщина, кажется, догадывается почему.

— Клещ меня укусил первый раз в жизни, — рассказывает Наталья. — Скорее всего, переполз с соседской кошки. До этого я ничего не слышала об опасности заражения — не было повода этим интересоваться. Поэтому, конечно, ни на какое исследование насекомое не понесла, к врачам обратилась только через две недели, когда вокруг места укуса появилось большое красное пятно. Мне назначили антибиотики, но уже через неделю после этого у меня стали появляться спазмы мышц на руках и ногах, рассеянность и забывчивость. Поэтому пришлось идти прямо в больницу. Из своей истории сделала вывод: маленькие клещи могут стать причиной большой проблемы, поэтому беспечность здесь неуместна. И еще недоумеваю: почему в поликлиниках у медиков в самый разгар сезона нет повышенной «клещевой» настороженности?..

Кстати, клещи могут передавать не только энцефалит и болезнь Лайма, но и другие вирусы и инфекции. Например, эрлихиоз, риккетсиоз, бабезиоз. Правда, встречаются они значительно реже, чем уже хорошо известные. Но и это, уверяют медики, еще не все сюрпризы, которых можно ожидать от кровожадных насекомых. Ученые обещают держать нас с вами в курсе.

Кстати

Эпидемиологи напоминают: клещ присасывается приблизительно через два часа после попадания на тело. И выбирает места с наиболее нежной и тонкой кожей: на животе, груди, в подмышечных впадинах, паховых складках, за ушами. Поэтому во время прогулки по лесу, парку, лугу нужно осматривать себя каждые два часа. Если клещ присосался недавно, можно удалить его, как занозу. Если успел проникнуть глубоко под кожу, его нужно извлекать исключительно петлей из нити. Чем быстрее удалить паразита, тем меньше опасность заражения. 

Надо знать

Симптомы болезни Лайма: лихорадка, повышение температуры, озноб, мигрирующая эритема (красное пятно) — «золотой стандарт», по которому определяется достоверность инфицирования.

Симптомы клещевого энцефалита: головная боль, тошнота, рвота, повышенная температура на первом этапе. Когда вирус внедряется в центральную нервную систему — сильная боль, высокая температура. Через неделю образовываются антитела, которые уже можно обнаружить в сыворотке крови.

На снимке: младший научный сотрудник лаборатории экологии и эпидемиологии арбовирусных инфекций института микробиологии Надежда КЛИМКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter