Русский театр представил премьеру лирической комедии «Месяц в деревне» по пьесе Тургенева

Вот моя деревня

В Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького недавно состоялась премьера лирической комедии «Месяц в деревне» по одноименной пьесе Ивана Тургенева в постановке народной артистки Беларуси Ольги Клебанович. Это уже вторая режиссерская работа актрисы на большой сцене родного театра, дебютом стали «Братья Карамазовы», которые в ноябре откроют в Великом Новгороде Международный фестиваль имени Ф. М. Достоевского.

Наталья Петровна (Ольга Здярская) и Ракитин (Сергей Чекерес) понимают друг друга с полуслова.

К пьесе Тургенева режиссеры обращаются часто. Она притягивает своей мелодраматической интригой, переливами настроений персонажей, вечной темой противостояния женского и мужского начал. Актриса Елена Шанина до сих пор называет свою Наталью Петровну из спектакля Владимира Мирзоева «Две женщины» одной из любимых ролей на сцене Ленкома (а вовсе не малышку Кончиту из «Юноны» и «Авось»). Питерские зрители знают актрису Анну Ковальчук не только как Маргариту из сериала «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко или следователя Марию Швецову из «Тайн следствия», но и как еще одну исполнительницу роли мятущейся Натальи Петровны. На язык кинематографа пьесу Тургенева в свое время переложила популярная актриса и режиссер Вера Глаголева, пригласив на роль степенного друга дома Ракитина ни много ни мало Рэйфа Файнса. Фильм получил множество наград. Интересно, что когда-то режиссер спектакля Ольга Клебанович тоже начинала репетировать роль Натальи Петровны с режиссером Модестом Абрамовым, но до спектакля тогда дело так и не дошло.

Постановка Ольги Клебанович вышла по-женски неспешной, нежной, преисполненной внутреннего достоинства. Это образчик вышколенного театрального классицизма. К литературному первоисточнику Ольга Михайловна тоже подошла с большим пиететом. Если вдруг испытываете ностальгию по тургеневскому слову, ноги в руки — и в театр имени Горького!
По словам режиссера спектакля Ольги Клебанович, в новой работе ей хотелось «немного улыбнуться» и по­иронизировать над человеческими слабостями.
Все здесь дышит тургеневским духом и словом. Поставлен спектакль без оглядки на предыдущие трактовки. В роли Натальи Петровны в двух составах играют актрисы Ольга Здярская и Вероника Пляшкевич. Педагога Беляева также играют два артиста — Кирилл Никитин и Андрей Сенькин. Я попал на дуэт Здярской и Никитина, и все смысловые и эмоциональные акценты, кажется, были вполне на месте. Но, конечно, всегда интересно посмотреть, как всполохи чувств, удушливую волну стыда от случайного соприкосновения рукавами играет семейная пара, прожившая вместе не один год. А Сенькин и Пляшкевич — одна из наших ярчайших театральных семей, потому просмотр с их участием тоже для всех обязателен. Вместо Файнса в роли Ракитина неувядающий мачо театра и корифей Сергей Чекерес. В спектакле он мудро вглядывается в партнеров, подолгу провожает их скептическим взглядом и ведет себя как первый парень на деревне.

Совершенно неузнаваем Руслан Чернецкий в роли добряка Ислаева. Всякого мы от вас, Ольга Михайловна, ожидали, но что вы превратите наш секс-символ, нашу славу и гордость, нашего театрального рысака в тюфяка и увальня… Это надо было постараться. Браво, режиссер! Браво, Чернецкий! Спектакль стоит смотреть хотя бы ради этой одной работы, вся прелесть которой раскрывается во втором акте. Именно Чернецкий призывает одуревших от духоты, солнца и нахлынувших чувств собратьев по летнему отдыху немного прийти в себя и отыскать в богатой гамме испытываемых чувств хотя бы что-то, отдаленно напоминающее здравомыслие. В конце концов Наталья Петровна вроде бы оправится от солнечного удара неожиданной влюбленности в молодого учителя своего сына Коли и снова станет благонадежной дамой, приятной во всех тургеневских отношениях.

Добрый зритель в девятом ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter