Вот и лето прошло...

Начало учебного года — нелегкое время для школьников
Начало учебного года — нелегкое время для школьников

Кто–то идет в первый раз в первый класс, а кто–то — в четвертый. Но и тем и другим придется сидеть за партами и привыкать к учебным будням. Легко ли после беззаботного лета вставать по будильнику, есть в столовой и до вечера корпеть над домашними заданиями? Нелегко. По данным исследователей, в начале учебного года примерно треть детей к учебе морально не готова. Это должны учитывать не только педагоги, но и родители.

Особенно тяжко приходится шестилеткам. Врачи отмечают, что многие первоклашки худеют, становятся нервными, у них уменьшается содержание гемоглобина в крови.

— Ребенок начинает жаловаться по утрам, что у него болит живот, голова, становится рассеянным, забывчивым, теряет аппетит, — рассказывает детский психолог–практик, кандидат психологических наук Надежда Кушнир. — Родители порой думают, что это симуляция. А у него и впрямь от страха перед школой начинаются кишечные колики. Это не симуляция, а школьная фобия. Ребенку нужна большая психологическая поддержка.

У первоклашек адаптация к школе длится от двух месяцев до полугода. Тех двух недель, что на нее официально отведено, мало. Поэтому многие малыши в сентябре и вообще в первой четверти частенько болеют. Не легче и пятиклассникам, у которых появляются новые предметы, новые учителя. В итоге даже те, кто в 4–м учился на «10», могут потерять интерес к учебе и начать отставать.

Как помочь школьнику войти в учебный ритм (для первоклашек это 19 рабочих часов в неделю. С каждым годом нагрузка увеличивается на один–два часа, и, к примеру, в 5–м классе это уже 25 часов)?

— Если вы думаете, что коль начался учебный год, значит, ребенок должен усиленно читать, писать, заполнять тетрадки, иначе отстанет, вы глубоко ошибаетесь, — говорит Надежда Кушнир. — Хотя бы первый месяц не заставляйте своего ученика переписывать не понравившиеся вам каракули. Тем более не ставьте такие сложные условия: мол, пока не напишешь аккуратно, на улицу не пойдешь, и сиди ровно. После 3 — 4 минут непрерывной писанины ребенок не в состоянии удерживать правильную осанку, а качество письма заметно ухудшается.

Родителям не помешает знать санитарные нормы: на выполнение домашнего задания во 2 — 3–м классе отводится максимум 2 часа, в 5–м классе — не больше 2,5 часа, в 6–м — 3, после 7–го — 3,5, но с учетом, что на каждый предмет потребуется не более 30 минут.

Правда, есть закономерность: время, которое тратят сильные и слабые ученики на подготовку домашних заданий, соотносится как 1:6, т.е. если сильный ученик справляется с уроками за 3 часа, то слабому потребуется 18! Поэтому домашнее задание должно быть дифференцированным. Учитывают ли это учителя? Не всегда. В начальных классах большинство учеников, даже хорошо успевающих, не справляются с домашним заданием без помощи взрослых...

А еще по гигиеническим требованиям нельзя, например, в понедельник и субботу проводить математику, химию, физику и контрольные работы, тем более — первым или последним уроками. Занятия математикой или русским языком следует чередовать с физкультурой или рисованием.

Если не учитывать такие простые правила, школьник не просто устанет от учебы, но и надолго потеряет к ней всякий интерес. Какой здесь может быть универсальный совет?

— При всей своей занятости папы и мамы должны интересоваться школьной жизнью своего ребенка, — говорит Надежда Кушнир, — заглядывать в учебники, расспрашивать, как складываются взаимоотношения с учителями, одноклассниками (особенно в первый месяц учебного года). И уделять этому разговору не 5 минут и не по телефону... Неудачи быстро отбивают охоту к учебе. Поэтому постарайтесь, чтобы малыш с первых школьных лет понял: не боги горшки обжигают.


Кстати

К 8–му классу показатели остроты зрения у детей ухудшаются по сравнению с показателями у детей дошкольного возраста в 7,4 раза, нарушения осанки — в 9 раз. Каждый четвертый школьник и каждый третий подросток имеют хронические заболевания, из которых первое место занимают заболевания органов пищеварения. Распространенность неврозов увеличивается от начальных классов к старшим у мальчиков в 2 раза, у девочек — в 3,3 раза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter