Вот это столичный экспресс! В минувшие выходные на белорусской «железке» стартовал первый пригородный скоростной маршрут повышенной комфортности. Корреспондент «Р» в воскресенье ощутил на себе все прелести новинки

Заспанная девушка за стеклом кассы косит взгляд и переспрашивает третий раз: «852-й? Минск—Орша?»
Щелчок по носу. Вокзал. Заспанная девушка за стеклом кассы косит взгляд и переспрашивает третий раз: «852-й? Минск—Орша?» Получаю заветный билет. Эскалатор. Вторая платформа. Третий путь. На путях — нежно-голубой состав из десяти вагонов. Вроде электричка, а вроде и нет. Уж слишком лакированная и вылизанная какая-то. Да еще молоденькие проводницы около каждого вагона. Чудеса. Первый, второй, третий, мой. Прелестное существо в фирменном кителе тянет ручку, увы, чтобы прокомпостировать билет, и одаривает улыбкой: «Проходите в салон. Располагайтесь». Прохожу. По обе стороны – два ряда «аэрофлотовских» кресел. Подлокотники, подголовники, откидные столики, мягкий велюр… Располагаюсь. Вокруг – приятный беж и мягкий свет от хитро вмонтированных светильников. Это вагон второго класса. И я в нем… один. — Вчера и того хуже было: на весь поезд восемнадцать человек. Назад из Орши – девятнадцать. Сегодня вроде как побольше, — сказала после отправления проводница. Еду один-одинешенек. Любуюсь видами из окна. Изучаю расписание. Сверху – Минск-Пассажирский и 6.20, снизу – Орша и 9.08. Между ними – Смолевичи, Жодино, Борисов, Крупки и Толочин. До первой остановки тридцать семь минут. Самое время для небольшой экскурсии… Еще три таких же вагона, как мой, с такими же растерявшимися от одиночества и шика пассажирами. Прохожу в буфет. Бакалея, сдоба, выпечка? Пожалуйста. Горяченького перекусить — один момент. Ну как тут устоишь… Буфетчицы Светлана Курбан и Елена Щерба говорят, что в субботу много продать не удалось: первые рейсы, маловато пассажиров… Зато позабавил один итальянский турист. Откуда он взялся, бог его знает. Рассказывал, что едет к друзьям в Оршу. Все ходил из вагона в вагон и ахал: ай да белорусы, ай да молодцы! все никак бедненький нарадоваться не мог. Переводчица не успевала переводить. Запись даже в книге отзывов оставил. Невиданный прогресс, мол. Революция комфорта. Так вот! Шесть вагонов третьего класса – щелчок по носу пригородным поездам. Ведь умеем же, когда хотим! Светло-бежевая чистота тамбуров и салонов. Вместо скрипучего дермантина мягкий текстиль тройных сидений. Любо-дорого. С народонаселением дела здесь получше: там семья с детьми, здесь пара… Впрочем, время. За окном – смолевичский пейзаж. Проводница желает мне счастливого пути, я – ей. 852-й летит в Оршу. Через пять минут из Смолевичей меня увозит обычная электричка. С закуренными тамбурами, принципиальными до резкости контролерами и нашим духом в салоне. Эх, мягкие сиденья, изящные проводницы, горячий кофе… Где вы? Где? Не про нас первый класс. — Конечно же, все это пока что диковинка. Если хотите, эксперимент: поэтому об окупаемости говорить рановато. Пусть пройдет время, пусть люди оценят все преимущества, выберут свой ценовой класс комфорта. А там посмотрим: может быть, запустим такие же составы на других линиях, — взвешивает «за» и «против» Валерий Калюжный, замначальника отдела организации пассажирских перевозок Минского отделения БелЖД. – Если о ценах, то рассчитываются они просто. Второй класс – по тарифу плацкартного вагона, третий – общего. В итоге стоимость билета немногим превышает цены пригородного сообщения. Пятница, суббота, воскресенье, понедельник – таков «график дежурств» экспресса. Начало «забега» в шесть двадцать в Минске. Оршанский рестарт – в девятнадцать тридцать восемь того же дня. В двадцать пять минут одиннадцатого поезд уже в столице. Что и говорить, быстро. Удобно. Почему нет вагонов первого класса? Вопрос сложный. Да не в этом дело: в Барановичском локомотивном депо сделали бы любого... Вот только зачем? Позволит ли себе сегодня средний белорусский пассажир билет стоимостью двадцать пять—тридцать тысяч. Едва ли. Во всем мире скоростные поезда, связывающие столицу с пригородами, стали нормой и хорошим тоном. За примером далеко ходить не надо – взять хотя бы Белокаменную. Жители подмосковных Можайска, Орехово-Зуева, Монина давно оценили удобство экспрессов. Поезда востребованы, они окупаются и приносят железной дороге стабильную прибыль. У нас ситуация иная. Жители пригорода без проблем добираются в столицу и обычными электропоездами. В их распоряжении также автобусы, маршрутки… Поэтому у нас все сводится, скорее, к быстрому трафику с районными и областными центрами. Впрочем, не будем спешить и загадывать. Пассажир сам проголосует за свои скорость и комфорт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter