«Учителя» и автоподставы на дороге. Как быть, когда пешеход сам бросается на капот?

Вот это подстава

Интернет перегружен роликами о дорожных «учителях» и автоподставах. От такого на дороге никто не застрахован. Как быть, когда пешеход сам бросается на капот, разбиралась корреспондент «Р».


«Бизнес» с автоподставами у нас не сложился. Начальник ГАИ Центрального района Минска Сергей Бабич объясняет почему:

— Наши водители привыкли вызывать ГАИ даже при мелких ДТП, когда можно уладить вопрос с помощью европротокола. Да и патрульная машина приезжает в считанные минуты. В такой ситуации заработать денег мошенники не могут.

Совсем другое дело — «учителя» на дорогах. В пылу эмоций некоторые водители, считающие, к примеру, что их во время движения подрезали, решают наказать обидчика сами. Во время таких разборок они забывают обо всем: о детях и женах в салоне, о других автомобилистах и об элементарных рамках приличия. Порой дорожные «уроки» заканчиваются аварией и лишением прав. 

Пообщавшись с опытными инспекторами, делаю вывод: среди самых распространенных приемов «учителей» — резкое торможение на скоростном участке прямо перед носом неуступчивого водителя. Именно такой уловкой решил воспользоваться водитель «Форда», чтобы проучить человека за рулем автомобиля «Фольксваген-Гольф», не пропустившего его на светофоре. Через минуту машины столкнулись. 

Замечаю, что между агрессивным поведением и автоподставами много схожего.

— Зачастую тот же маневр резкого торможения совершается без криминального умысла, а с целью проучить. Здесь нет мотива учинить ДТП, авария происходит как следствие, — Сергей Бабич проводит четкую грань. — Подставщики же намеренно устраивают аварию, чтобы развести жертву на деньги.

Наблюдаем за такими ДТП благодаря записям с видеорегистратора, выброшенным в сеть. Подобных роликов множество. Анализируя их, приходим к выводу: способов проучить или подставить не так уж и много. Вот самые основные из них. На относительно широком участке дороги с поворотом кто-то прямо перед вами бросается из правого ряда влево, перекрывая путь. Или при вашей попытке обогнать медленно движущийся автомобиль последний начинает резко ускоряться, не позволяя вам завершить маневр. 

Успех подобных авантюр зависит в большей степени от выбора «правильной» жертвы-ученика. Под прицел обычно попадают одинокие водители: лишние свидетели-пассажиры им ни к чему. Иногда новички, которых выдает знак «70». Девушек предпочитают не трогать: от них слишком много шума. Частенько «учителями» выступают обладатели дешевых машин: такую не жалко.


Но какими бы матерыми водителями ни были «учителя», ДТП по их вине все-таки случаются. Инспектора ГАИ Центрального района не раз регистрировали такие аварии. Из недавнего: двое водителей сцепились и начали притормаживать друг перед другом при перестроении. Так проехали от улицы Сурганова до проспекта Независимости, в районе площади Победы все-таки столкнулись. Прояснить спорную ситуацию помогли видеорегистраторы. Хотя и при их наличии могут возникнуть вопросы. 

— Бывает, приходят с записью, на которой зафиксирован момент подрезания. Просишь перемотать видео на пару минут назад, а в ответ: «Я его удалил». Удалил, потому что перед этим создал аналогичную аварийную ситуацию, что подтолкнуло другого водителя совершить нечто подобное в ответ, — Сергей Бабич с такими ситуациями сталкивался неоднократно.

По словам старшего инспектора ДПС Андрея Капчана, излишняя самоуверенность приходит к некоторым автомобилистам через год-полтора после получения водительских прав. Их начинают раздражать затруднительные ситуации на дорогах. Например, кто-то перед таким водителем останавливается на мигающий зеленый, а он хочет проскочить... 

— Вопрос ведь еще и в манере езды. На МКАД часто можно наблюдать такую картину: первая полоса свободна, вторая тоже, а в третьей кто-то едет со скоростью 80 км/ч, не обращая внимания, что ему сигналят. Едет и думает: «Да, я еду 80 км/ч, но я же не превышаю разрешенное, значит, ничего не нарушаю, объезжайте». Это тоже своего рода провокатор, — говорит Андрей Капчан.

Действия «учителей» можно расценить как нарушение правил маневрирования, правил расположения на проезжей части или создание аварийной ситуации. Однако справедливость чаще всего торжествует, и их тоже наказывают: или такие же «учителя», или сама дорога.

— Остановили как-то водителя за превышение скорости. На вопрос, почему нарушил, он ответил: мол, меня тут один подрезал, я решил его догнать, чтобы подрезать в ответ, — вспоминает Сергей Бабич. 

Подложить свинью водителю может и пешеход. Только доказать свою правоту и при этом уцелеть в этом случае сложнее. Некоторые рассчитывают получить компенсацию за телесные повреждения. Наука эта нехитрая, главное, правильно упасть и желательно на машину без видеорегистратора. Нечто подобное случилось и в Минске. 

— Пешеход и водитель не поделили дворовую территорию на улице Орловской. Хотя пешеход имеет преимущества движения, он обязан уступить дорогу выезжающим автомобилям. Пешеход ударил «Вольво» по зеркалу и артистично упал на капот, — Сергей Бабич битый час разбирался, кто на кого наехал. 

Кстати, в ГАИ есть специалисты, которые мониторят сайты. Проверить весь массив информации невозможно, но если история получает огласку в интернете, то инспекция регистрирует материал и направляет по месту совершения ДТП. Местные отделения ГАИ принимают материал в работу: устанавливают главных действующих лиц и вызывают их для дачи показаний. Дают правовую оценку действиям каждого. 

Как же быть, если вы невольно стали чьим-то «учеником» на дороге? Андрей Капчан резюмирует: 

— Самый лучший бой — тот, которого не было. Поэтому будьте умнее и не отвечайте грубостью на грубость. Да и комментарии под видео в сети дают понять, что правота не всегда на стороне «учителя».

Советы инспекторов


Если вас вынудили остановиться, то располагайте машину так, чтобы в любой момент можно было без труда продолжить движение.

На всякий случай закройте все двери, чтобы обезопасить не только себя, но и своих пассажиров.

Если вы все-таки вышли из салона, оставайтесь спокойным. Извинитесь, даже если считаете себя правым. С агрессором в этом случае лучше не спорить.

Попытайтесь пообщаться с более разумными пассажирами агрессивного водителя, если, конечно, таковые есть.

gorbatenko_inna@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter