Каким должно быть современное университетское образование

Востребованное преобразование

На встрече с ректорами вузов Президент обозначил накопившиеся проблемы в сфере высшего образования, которые необходимо решить. Поставлен и жесткий контрольный срок — 1 сентября. В Год качества пересмотру подлежат учебные программы, подбор кадров профессорско-преподавательского состава, воспитательная работа с молодежью. Что необходимо для этого сделать? 

Открыто о важном

На встрече с ректорами особое внимание было уделено тому, что образование никогда не было и не может быть вне политики. Задача современного высшего учебного заведения — дать не только специальность, но и сформировать мировоззрение студента. 

Третьекурсник Института социально-гуманитарного образования БГЭУ Вячеслав Сабанский поделился своими мыслями:

— Зачастую молодежь после поступления в университет испытывает некоторую растерянность: рубеж, к которому стремились 11 лет, взят, а дальше что? На мой взгляд, важно на старте помочь вчерашним школьникам увидеть свои перспективы в этой стране и осознать все ее возможности. По сути, для этого на первых курсах и преподают такие дисциплины, как философия, политология, психология, идеология белорусского государства. Но тут многое зависит от преподавателя. Он не должен бояться острых вопросов, а открыто говорить со студентами о том, что их волнует. 

Пришел в аудиторию, отчитал лекцию и ушел — провальная стратегия. 

— Важно, чтобы преподаватель умел найти подход к каждому. Например, задержался после лекции и лично поговорил со студентом или на занятиях старался чаще вовлекать молодежь в диалог, — считает Вячеслав Сабанский. — Мне, признаюсь, повезло: на первых курсах у нас преподавал политолог Алексей Беляев. Он не боялся никаких вопросов из зала, мог доходчиво объяснить суть событий, даже если они, на первый взгляд, не касались нашей дисциплины. Алексей Викторович никому не навязывал свою точку зрения, просто давал серьезную пищу для размышлений, использовал железные аргументы и факты. 

А ведь это как раз самое важное — подтолкнуть молодой пытливый ум к самостоятельному поиску истины. 2020 год показал, как легко манипулировать студенческой молодежью. Да и в принципе история помнит немало подобных примеров, когда неокрепшие умы становились движущей силой для политических всплесков в разных странах. 

Чужие стандарты не прижились

Все те образовательные «инновации» и «стандарты», которые коллективный Запад настойчиво пытался навязать нам после распада СССР и которые мы сами поначалу воспринимали как нечто передовое и лучшее, оказались в значительной степени неприменимы для нашей страны. Они не прижились и были органично отторгнуты самой жизнью, обращает внимание ректор Могилевского государственного университета имени А. А. Кулешова, доктор исторических наук, профессор Денис Дук:

— О качестве отечественного образования говорит то, что оно признано на мировом уровне. Соседние страны то и дело пытаются переманить специалистов с белорусскими дипломами — врачей, инженеров, айтишников. Если бы наше образование было хуже, то вряд ли бы наши выпускники были так востребованы.

Кроме того, убежден Денис Дук, никакая Болонская система не заменит классическое образование, традиции которого сохранились в Беларуси: 

— Западная высшая школа обезличена. Молодые люди поступают в вузы и тратят годы на познание всего и ничего одновременно. По сути, конкретная специальность приобретается только в магистратуре. Образовательная траектория, которую предлагают сегодня у нас, оптимальна как для экономики страны, так и для молодых людей. Созданы все условия, чтобы выпускники школ могли буквально с первых лет обучения в университете вникать в профессию, перенимать на практике опыт у старших коллег, взаимодействовать с будущими работодателями. 

В последние годы все сильнее развивается система профильных классов в школах. Многое делается для того, чтобы абитуриенты не бегали по приемным комиссиям в последний момент с документами в попытках «пристроить их хоть куда». Молодежь должна четко осознавать, что учеба в вузе — это не конечная цель, а всего лишь этап на жизненном пути. И чем раньше это происходит, тем лучше.

Общими силами

Полсотни высших учебных заведений ежегодно выпускают десятки тысяч молодых специалистов, которые отправляются на отработку по распределению. Однако впоследствии далеко не все из них остаются на первых рабочих местах. 

— Для организаций созданы новые возможности отбора целевых абитуриентов и мотивации будущих специалистов к качественной работе еще со студенческой скамьи. Но это требует непосредственного участия заказчика, — говорит Вадим Богуш, ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, председатель Республиканского совета ректоров. 

В вузах целевики в обязательном порядке проходят практику в своих организациях, а многие наниматели находят возможность привлечения старшекурсников к работе над реальными проектами. 

— Полагаю, что расширение практики трудоустройства студентов старших курсов на должности профильных специалистов во время работы над дипломом, то есть студентов-выпускников, позволит как вовлечь полностью молодежь в будущий коллектив, так и сформировать у молодого специалиста понимание высокой цены за каждую заработанную копейку, — подчеркивает Вадим Богуш и обращает внимание еще на один аспект: — Важнейший элемент качества нашей работы — это воспитание молодежи, которое строится прежде всего на принципах вовлечения студентов в трудовую профессиональную деятельность, конструктивного общественного взаимодействия, основанного на ценностях патриотизма, семьи, исторического самосознания. 

Патриотизм в науке

Президент обратил внимание на то, что нынешняя молодежь не слишком охотно идет в науку и преподавание. Почему так происходит и как можно исправить ситуацию? 

Заведующий кафедрой государственного управления юридического факультета БГУ кандидат политических наук Вадим Михайловский считает, что важную роль в этом играет профориентация:

— Студенты стереотипно воспринимают работу преподавателя как низкооплачиваемую. Однако стоит их хотя бы ознакомить с размером стипендии аспиранта или докторанта, как отношение начинает меняться. При этом ведь и доход преподавателя не ограничивается только окладом за работу на ставку. Можно взять и полторы, если хватает компетенций. Кроме того, если владеешь английским, то будешь востребован у иностранных студентов, для которых можно обеспечивать учебный процесс по договору подряда. 

Проблема «желтых конспектов», которую затронул Глава государства, по мнению ученого, является следствием отсутствия должной конкуренции между преподавателями за студентов. 

— В БГУ внедрена рейтинговая система оценки труда. Результаты оцениваются по объективным критериям, отражающим учебно-методическую, научную, организационную и воспитательную работу. Однако такое явление, как «самобрендинг преподавателя», еще не вошло в широкий обиход, — подчеркивает Вадим Михайловский. — В лучшие вузы мира нередко поступают для обучения у конкретных специалистов, раскрученных мастеров своего дела. Современный преподаватель — это не только носитель знания, но и лидер общественного мнения. 

По словам собеседника, зачастую именно личность и собственный «академический стиль» преподавателя определяют интерес студента к учебной дисциплине. 

— Важна и преемственность. Хороший ученый должен породить не только открытие, но и ученика-преемника, — считает Вадим Михайловский. — Патриотизм в науке и образовании — это не только воспитание патриотов, но и смелость подготовить и достойно уступить свое место ученику. На образование и науку в Беларуси идут народные деньги, поэтому интерес государства в этом деле должен быть на первом месте.

kurak@sb.by 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter