Экономический центр мира смещается с Запада на Восток

Восточный вектор

Коллективный Запад пытается санкционной политикой давить на Союзное государство Беларуси и России. Также наносятся удары и по Китаю. Однако это имеет эффект бумеранга. Как будет развиваться наше сотрудничество со странами Азии и Глобального Юга? В чем уникальность Великого шелкового пути и почему глобальные инвестиции идут в инфраструктурные проекты? Об этом в беседе с директором Центра по проблемам европейской интеграции политологом Юрием Шевцовым. 

Ступени рейтинга

— Создается новый мировой порядок. На основе чего он строится? 

— Согласно статистике, Китай — вторая экономика планеты на сегодняшний день. При нынешних темпах развития в конце 2020-х годов он должен выйти по объему ВВП на первое место в глобальном рейтинге. КНР расположена в той части света, где находятся еще несколько государств с высоким ВВП. Это Япония, которая считается четвертой экономикой планеты, там же рядом Южная Корея. Бурно растет и вся Юго-Восточная Азия. Поэтому китайский рывок можно рассматривать как часть большого системного процесса. Это значит, что в Азиатско-Тихо­океанский регион сегодня смещается экономический центр мира. Раньше он располагался в Европе. Если брать в целом ЕС, то он пока превосходит Китай. Но это уровень союза, а мы говорим о национальном срезе. Что касается Беларуси, мы развиваемся вместе со своими стратегическими партнерами — Россией и Китаем.

— На развитие Беларуси, помимо ЕАЭС, ШОС и БРИКС, влияет и наше совместное с Россией построение Союзного государства, где реализуется углубленная модель взаимодействия. Как это помогает нашим странам вместе реагировать на возникающие вызовы времени?

— В рамках Шанхайской организации сотрудничества, а это для Беларуси более серьезная степень интеграции, чем с государствами БРИКС, идет интенсивное экономическое сотрудничество. И если посмотреть на ШОС с точки зрения субъектности, то это объединение сейчас мощнее многих других и по объему экономики, и по другим важнейшим параметрам. Поэтому оно открывает перед нами огромные перспективы. При этом мы хоть и небольшая страна, но в организации заметны. Напомню, в ШОС входит не так уж много государств, однако Беларусь, несмотря на размеры экономики, оказывается частью данного сообщества. Если бы мы, предположим, входили в Евросоюз, то растворились бы среди 27 стран-членов. В ШОС мы заметны. 70 % белорусского товарооборота приходится на государства Шанхайской организации сотрудничества. Эта цифра из года в год растет. 

Политизация экономики

— Санкции Запада против Беларуси и России, в том числе вторичные в отношении ряда стран Средней Азии, вызывают определенную напряженность в многостороннем взаимодействии ЕАЭС. Сказывается ли это на процессе экономической интеграции государств «пятерки»?

— Безусловно, ведь коллективный Запад в лице Евросоюза выдавил Беларусь из очень глубокой экономической связки. Мы, так же как и Россия, много десятилетий выстраивали там контакты. А теперь идем по пути диверсификации экспорта. К примеру, до 2022 года, начала активной фазы украинского конфликта, Беларусь имела такую структуру торговли, где у нас по объему товарооборота на первом месте шла Россия, на втором — Евросоюз, на третьем — Украина. Сейчас все меняется. Поэтому, конечно, мы ищем себя в Средней Азии, Китае, других странах. Это для нас гораздо важнее, чем было раньше. 

— Инвестиции стран СНГ, ЕАЭС сконцентрированы в последнее время на инфраструктурных проектах, упрощающих торговлю с Китаем, Индией, в целом с Азией, Глобальным Югом. 

— Транспортной инфраструктуры много не бывает. Она в нашей ситуации является очень подвижным показателем, поскольку Беларусь находится вблизи военного конфликта. А это о многом говорит. Украина два года назад взяла и закрыла дорожное сообщение с нами. Например, в Польше и Литве вопрос об инфраструктуре является весьма политизированным. Там есть силы, которые готовы просто взять и все отсечь. Они говорят, что надо противостоять России и Китаю. Об этом, в частности, заявил Антони Мачеревич, бывший польский министр обороны: Польша должна ради всей Европы обрезать новый Великий шелковый путь. Но это тупиковое политическое движение.

Связующее звено

— Большое внимание на евразийском пространстве сейчас уделяется развитию Северного морского пути. В прошлом году введено железнодорожное сообщение с выходом к портам Индийского океана. Идет подготовка к строительству недостающего железнодорожного участка Решт — Астара в Иране. Эти транспортные артерии, как и многие другие, будут и дальше приобретать масштабное экономическое значение.

— Если все будет нормально, у Беларуси хорошие перспективы. После того как Украина и страны Балтии все обрезали, наша страна стала «бутылочным горлышком» на пути между Европой и Азией (по суше). Это уникальное на сегодняшний день по своей перспективе и потенциалу положение. Мы связываем вторую экономику мира с Евросоюзом. Надеюсь, эта ситуация в итоге даст новый толчок для развития многих стран. 

Единогласная поддержка

Есть все основания для того, чтобы Беларусь в ближайшее время стала полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества, заявил заместитель генерального секретаря ШОС Нурлан Ермекбаев:

darakchi.uz
— Беларусь не новичок в ШОС, она уже длительное время является государством-наблюдателем и за это время проявила себя, наверное, не менее активно, чем государства — члены организации, внося различные хорошие предложения, инициативы. Поэтому все государства — члены ШОС единогласно поддержали желание Республики Беларусь выступить в качестве полноправного члена. 

Беларусь оперативно выполнила все необходимые процедуры, присоединилась ко всем международным договорам, действующим в рамках ШОС. 

Стоит ли ожидать официального вступления Беларуси в организацию уже на предстоящем летом саммите ШОС в Астане? Нурлан Ермекбаев ответил утвердительно: 

— На предстоящем заседании Совета глав государств, которое состоится в Казахстане (точные даты будут известны позднее, обычно это происходит в июне — июле), надеемся, будет уже принято решение, что Беларусь стала полноправным членом ШОС.

ЦИФРЫ

♦ С 2022 года наблюдается замедление темпов экономического роста Европейского союза. За 2023-й реальный ВВП ЕС увеличился только на 0,5 % относительно аналогичного периода предшествующего года.

♦ По оценкам национальных статведомств ЕАЭС, в 2023 году по сравнению с 2022-м реальный ВВП ЕАЭС увеличился на 3,5 %. ВВП Беларуси, в частности, вырос на 3,9 %, России — на 3,5 %, несмотря на то что наши страны находятся под действием западных мер сдерживания развития.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter