К чему приведет религиозное противостояние на Ближнем Востоке

Восточные страсти

В первые дни нового года обострился конфликт между Ираном и Саудовской Аравией. Поводом к тому стала массовая казнь в Эр-Рияде 47 человек, осужденных за терроризм и подстрекательство к нему. Среди казненных оказался шиитский проповедник Нимр ан-Нимр. После того как разъяренная толпа разгромила саудовское посольство в Тегеране, Эр-Рияд, а следом Бахрейн и Судан разорвали отношения с Исламской Республикой. Своего посла из Ирана отозвал Кувейт. Мировое сообщество призывает “горячих восточных парней” воздержаться от эскалации конфликта, но ни одна из сторон пока не собирается идти на попятную.



На самом деле Иран и Саудовская Аравия не являются ни естественными врагами, ни естественными союзниками. Они — естественные соперники, которые давно конкурируют как производители нефти и самопровозглашенные защитники шиизма и суннизма. Ареной их противостояния выступают Сирия, Ирак, Йемен. Что же касается казни шиитского проповедника, послужившей катализатором нынешнего кризиса, то она могла стать следствием внутренних проблем Саудовской Аравии: доходы Эр-Рияда сокращаются, бюджет дефицитный, а в королевской семье обостряется конкуренция между разными кланами. Все это усиливает страх перед народными протестами, олицетворением которых и был шейх Нимр ан-Нимр. Те же факторы способны послужить причиной дальнейшей эскалации конфликта. Причем в Иране также есть силы, заинтересованные в обострении — это противники ядерной сделки и дальнейшей нормализации отношений с Западом.

На Западе принято считать возмутителем спокойствия в последние десятилетия шиитский Иран, который после исламской революции 1979 года последовательно расширяет свое влияние. На самом же деле нынешняя тревожная ситуация на Ближнем Востоке в основном спровоцирована внерегиональными силами. Равновесие было нарушено отнюдь не Ираном, а Соединенными Штатами, вторгшимися в 2003 году в Ирак и свергнувшими президента Саддама Хусейна (суннита). Шиитское большинство получило власть в Багдаде в результате американского вмешательства, а не интриг “коварных персов”.

Сама по себе конъюнктурная ставка США на суннитов — историческая случайность. Неизменны лишь интересы. Запущенная на Ближнем Востоке операция под названием “Арабская весна” преследовала цель укрепить доминирование Америки в регионе. А в качестве одного из важных инструментов для этого предусматривалось использование суннитско-шиитских противоречий. Сегодня, когда всему миру видно, что пресловутая “демократизация” Ближнего Востока ввергла его в пучину хаоса, Вашингтон пытается сохранить контроль над положением дел, разыгрывая карту “шиитской опасности”. 

Оценивая шансы сторон в саудовско-иранском (или суннитско-шиитском) противостоянии, эксперты обычно указывают на то, что из примерно 1,2 миллиарда мусульман мира 85% относятся к суннитам, и лишь 15% к шиитам. Однако из 85% суннитов больше половины проживает в отдаленных от зоны конфликта странах и никак не проявляет желания принять участие в возможном “внутриисламском” конфликте.

Огромный арсенал самого современного американского оружия в распоряжении армии саудитов также ни о чем не говорит. Этим оружием еще надо уметь воевать. Пока же плохо вооруженные йеменские хуситы сбивают самолеты и топят корабли саудовской армии. Добавлять к этому новый фронт на севере против Ирана самоубийственно. 

Источником беспокойства для Эр-Рияда остаются и основные нефтяные скважины страны в восточных провинциях. Эти районы населены в основном шиитами, находящимися в ущемленном положении. Бывший сотрудник ЦРУ Брюс Ридель пишет: Саудовскую Аравию “ждет потенциальный “идеальный шторм”, который складывается из низких нефтяных доходов, неопределенно долгой войны в Йемене, террористических угроз с разных направлений и обострения регионального соперничества с Ираном”.

Возникает и еще один вопрос: а куда будут направлены силы “Исламского государства” после неминуемого поражения этой террористической группировки в Ираке и Сирии? Весьма вероятно, что главным путем отступления и базой будущих операций для этой организации станет как раз Саудовская Аравия. Тут вспоминается известное латинское изречение: кому все это выгодно? Не разыгрывается ли у нас на глазах хитроумно написанный завершающий акт пьесы под названием “Арабская весна”, задается вопросом политолог Дмитрий Минин. Конечная цель спектакля — смести не затронутые пока переворотами режимы на Ближнем Востоке, включая не ведающий об этом дом Саудов. А затем на развалинах создать иную, более устраивающую сценаристов реальность. Но реализация этой изящной комбинации может разжечь еще больший пожар в регионе. И потушить его будет крайне сложно.

Василий Александров

infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter