Восточные слабости

Простым европейцам и американцам, путешествующим в эти дни воздушным транспортом, пришлось изрядно поволноваться: в аэропортах усиление мер безопасности и ужесточение досмотра

Простым европейцам и американцам, путешествующим в эти дни воздушным транспортом, пришлось изрядно поволноваться: в аэропортах усиление мер безопасности и ужесточение досмотра

Власти ссылались на сведения американской разведки о том, что экстремисты разработали новую бомбу, которую, дескать, невозможно обнаружить современными средствами контроля – в ней нет металлических частей. США и их союзники крайне обеспокоены террористической угрозой извне. А в качестве ее главного источника видится усиление вооруженного конфликта в Ираке. Причем  американские «ястребы» виноваты в нем не меньше, чем основные участники этой межконфессиональной бойни.

На новый виток противостояния гражданская война в Ираке вышла после того, как в конце июня радикальная группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» объявила о создании исламского халифата и потребовала от мусульман всего мира присягнуть ему на верность. Для особо сомневающихся уточнили: «Законность всех эмиратов, государств и организаций утрачивается с расширением полномочий халифа и прибытием его войск на их территории». Кстати, о территориях: аппетиты у исламистов неслабые, они видят себя от Испании и Италии до Индии и Китая.

И хотя все это лишь мечты и фантазии мусульманских фанатиков, нельзя отрицать очевидного: международное сообщество столкнулось с опасным и фанатичным врагом. Приверженцы радикального ислама запрещают женщинам самостоятельно выходить из дома, отрубают ворам кисти рук, запрещают курение, футбол и музыку, обезглавливают пленных и потом выкладывают видео в интернет. Боевики охотно вербуют в свои ряды даже детей. У сторонников этого квазигосударства есть деньги и власть над нефтяными районами, что позволяет им закупать оружие, создавать новые ячейки и вести активную подрывную деятельность в разных странах. Исламистов в Ираке поддерживают местные шейхи-сунниты, у которых долгие годы не было ни доли в нефтяном пироге, ни мест во властной пирамиде, и теперь они жаждут реванша.

Идея формирования агрессивного халифата – прямой вызов независимости государств Персидского залива. Власти Саудовской Аравии уже приняли решение разместить на границе крупный военный контингент, чтобы сдержать наступление радикальных исламистов. О готовности дать отпор суннитским боевикам заявил Иран. Создание халифата беспокоит Сирию, Израиль и Турцию. Интересы и противоречия геополитических союзников и соперников сплелись в плотный клубок, и запутан он был не без помощи США, которые огнем и мечом внедряли на Востоке свою демократию.

Началом нынешнего хаоса стали вторжение американцев в Ирак и свержение Саддама Хуссейна. Это привело к возникновению вакуума власти в стране, все это видели, но никто не указал, как его заполнить. Из бутылки выпустили грозного джинна – политический исламизм, и затолкать его обратно уже не получится. Арабские революции только усугубили положение, расшатав целые государства и границы между ними. Самому Ираку эксперты предрекают скорый распад на курдскую, суннитскую и шиитскую части, что вовсе не исключает продолжения тяжелейшей кровопролитной войны. Последствия для региона и мира не заставят себя ждать, в том числе и с точки зрения перспектив мировой экономики. Ведь по объемам добычи нефти Ирак занимает второе место в ОПЕК, пропуская вперед лишь Саудовскую Аравию.

Для чего же США потребовалось ворошить этот улей? Контроль над нефтяными потоками играет значимую роль в ближневосточной политике Вашингтона. Но ее истинные цели более глобальные. По мнению историка и политолога Андрея Фурсова, для Америки сейчас крайне важно наличие зон нестабильности возле трех своих стратегических противников – России, Ирана и Китая. И эта задача последовательно решается. Отсчет создания зоны хаоса ведется от «арабской весны», которая, как по бикфордову шнуру, добежала до Сирии и, по замыслу стратегов, должна была замкнуться на Кавказе. Но в Сирии этот шнур Россия с помощью Китая обрубила. И тогда был создан второй очаг хаоса – в Украине. На очереди страны Центральной Азии, которые становятся весьма уязвимыми после ухода американцев из Афганистана. Штаты крайне заинтересованы втянуть своих соперников в региональные конфликты и тем самым отвлечь их от решения конкретных задач.

Скажем, для России приоритет сейчас – создание единого евразийского пространства. На это требуются колоссальные ресурсы, а конфликт в Украине вынуждает тратить их совершенно непродуктивно. Ирану из-за войны в Ираке также приходится отвлекать ресурсы и откладывать стратегические проекты в долгий ящик. По такому же сценарию может быть создан очаг нестабильности рядом с Китаем. Поводов хватает: от территориального спора с Японией до сложной ситуации в Синьцзян-Уйгурском автономном округе. Цель всех этих действий – ослабление влияния России и Китая, что автоматически сохраняет за США статус единственной мировой сверхдержавы.

Евгений Кононович

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter