Восточные мотивы

Современную западную модель семьи социологи называют «экспериментальной лабораторией»...

Современную западную модель семьи социологи называют «экспериментальной лабораторией». В Европе и Штатах супружеские отношения все чаще оттесняют на задний план родительские и родственные, штамп в паспорте перестает быть непреложным атрибутом замужества, а «гостевые» браки — уже едва ли не привычное дело. Снять мерки с этой модели пробуют сейчас и на Западе, и на Востоке, и в мусульманском мире, и в православном. Но по плечу ли она окажется? Это одинаково тревожит как наших ученых, так и... турецких. Недавно эксперты обменялись в Минске статистикой и мнениями. Что из этого получилось — судите сами.


Стандарт на материнство


У них


В больших турецких семьях, включающих дедушек–бабушек и многочисленную родню, многие вопросы традиционно решались сообща. Но после 1930–х годов почти 60 процентов населения переехало в город. Женщины массово пошли на работу, были пересмотрены и традиционные гендерные роли. Если раньше было принято иметь по пятеро–шестеро, а то и больше детишек, то сегодня пары все чаще ограничиваются двумя–тремя. В последнее время, по словам директора общественной организации «Диалог Евразия», турецкого социолога Ихсана Дилекчи, элита считает правильным навязывать всем европейский образ жизни. Мол, многодетные матери провинциальны и безграмотны, а если у вас один ребенок или двое, значит, вы — умная, прогрессивная, городская. При этом уровень разводов невысок. «Заметьте, 95 процентов наших соотечественников женились лишь один раз, 4 процента — дважды и лишь 0,3 процента — трижды или больше, — замечает супруга Ихсана Дилекчи Румейсе, магистрантка кафедры социологии БГУ. — И до сих пор сохранился институт сватовства».


У нас


Во многом Беларусь прошла тот же путь: массовая миграция молодежи из деревни пришлась на 1950 — 1960–е годы, мода на «малодетность» началась в конце 1980–х. А в смутные 1990–е решиться даже на второго малыша было подвигом. Рождаемость поднялась лишь в 2004 году. Что радует демографов, свой «вклад» в нее внесли вторые и третьи дети, которые появлялись в семьях, ранее и не мечтавших о прибавлении. В результате всего за год суммарный коэффициент рождаемости увеличился с 1,287 до 1,373. А вот разводы, наоборот, — наш бич. По их количеству Беларусь — одна из мировых лидеров. На 1.000 браков приходится примерно 450 разводов. Каждая пятая пара разводится, не прожив вместе и 10 лет, каждый второй супруг, несущий в суд заявление, — младше 35 лет.


Все в семью


У них


Чем крепка турецкая семья, так это традициями. Семейный бизнес — вообще элемент фамильной гордости. Во–первых, «у руля» находится, как правило, отец семейства. Во–вторых, предприятие продают посторонним лишь в исключительных случаях. В–третьих, традиции ведения семейного бизнеса передаются из поколения в поколение, чуть ли не с пеленок. И наконец, владельцы очень пекутся о доброй репутации, особенно если в названии марки присутствует фамилия рода. Интересно, что одна из действующих поныне «родовых» турецких фирм появилась еще в 1870 году. А три входят в сотню ведущих по объемам прибыли семейных компаний мира.


— Как–то читала воспоминания нашего соотечественника, который долгое время провел в Турции, — приводит пример Елена Васильева, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана экономического факультета БГУ. — В каком бы городе он ни находился, в ответ на просьбу подсказать хорошее место для покупок, неизменно слышал от местных жителей: «Пойдемте к моим родственникам, они продадут вам наилучший товар». 90 процентов от общего числа предприятий в Турции — семейные! Показатель даже выше, чем в Евросоюзе, где к фамильному бизнесу относят 70 — 80 процентов предприятий.


У нас


Доля семейных предприятий в Беларуси — не более 35 процентов.


Общее и частное


У нас


Да, к семейным ценностям относятся с уважением. Однако в целом на словах, гипотетически. А если брать в частности, то белоруски, по данным социологов, гораздо реже, чем их мужья, удовлетворены своим браком, чаще задумываются о разводе. Им не хватает уважения и признания со стороны супругов, помощи по хозяйству и в воспитании детей. Увеличивается число неполных семей, а также так называемых гражданских браков. И это вполне в духе западной модели семьи.


— По данным нашего исследования, проведенного в 2008 году по инициативе ЮНИСЕФ, отношение белорусов к незарегистрированным бракам довольно либеральное, — констатирует Светлана Бурова, кандидат юридических наук, доцент кафедры социологии БГУ. — Около 70 процентов замужних женщин и женатых мужчин, родителей школьников, воспринимают их терпимо.


У них


А вот в Турции 69 процентов людей зрелого возраста, напротив, обеспокоены таким явлением, как гражданский брак, не говоря уже о рождении внебрачных детей. Вообще, традиционная мусульманская семья до сих пор отличается патриархальным укладом. Младшие подчиняются старшим, жена — мужу. Заниматься домом — и сегодня удел турчанки. По данным соцопросов, накрывают и убирают со стола в 2,4 процента случаев хозяева, в 74 — хозяйки, в 22 — другие члены семьи, а в 0,2 — домработницы. И большинство, похоже, это устраивает. Во всяком случае, 65 процентов респондентов назвали свои семьи счастливыми, а 12 — очень счастливыми. По–прежнему строги моральные принципы. Нам, к примеру, сложно представить, но 93 процента женщин и 75 процентов мужчин в Турции совсем не употребляют алкогольных напитков.


...И все же социологи единодушны: и у нас, и у них традиционный уклад уже подвергся существенной трансформации. Некогда крепкая платформа пошатнулась. Назвать это «кризисом семьи» или «закономерностью развития» довольно сложно. Семья — институция подвижная, ее модель трансформируется адекватно экономическому состоянию общества. Для каждого времени и места существует своя «норма». И единственный универсальный ее критерий — это счастье членов ячейки. Иными словами, та семья хороша, в которой жить хорошо.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter