Опорная точка
Усиление сотрудничества и кооперации с азиатскими странами — это своевременный ответ на вызовы времени. Беларусь в Азии ждут: там нужны наши технологии и компетенции. Поэтому наши внешнеэкономические интересы уверенно смещаются в этом направлении. Беларусь давно уже смотрит в сторону Востока. Александр Лукашенко сделал ставку на Китай еще в начале своего президентства. И правильность этого выбора подтвердило время. Сегодня в этой части света есть и другие партнеры, с которыми Беларусь связывают давние отношения. Один из них — Узбекистан, где недавно с официальным визитом побывал Глава государства. У Беларуси и Узбекистана давние связи.Не случайно Александр Лукашенко сегодня называет Узбекистан опорной точкой для нас в Центральной Азии. Стремиться есть к чему: от машиностроения и фармацевтики до подготовки кадров, а главные ориентиры в совместной работе — импортозамещение и технологический суверенитет. 40-миллионный рынок Узбекистана — это еще и локация для общих производств с выходом в соседние страны. Необходимо настраивать более глубокие кооперационные контакты, чтобы создавать совместные предприятия, считает старший преподаватель кафедры экономической теории маркетинга БГТУ Юлия Абухович.
На успешное развитие сотрудничества с Узбекистаном влияет несколько факторов. Прежде всего, наши страны имеют опыт совместной работы еще с советских времен и ориентируются на конечный результат. Наши экономики дополняют друг друга. Узбекистан — крупный экспортер многих сырьевых ресурсов, которых в Беларуси недостаточно. В то же время там стоят определенные вопросы продовольственной безопасности, которые мы можем решать. Это касается не только поставок готовой продукции, но и развития агропромышленного комплекса страны в целом. В результате встреч представителей профильных ведомств подписаны договоренности о поставках белорусского селекционного картофеля, голубики, а также о модернизации животноводческой отрасли.
С учетом обстоятельств
О необходимости торгово-экономических отношений с нашими партнерами по СНГ из Средней Азии мы говорим уже достаточно долго, однако прорыв в этом отношении произошел сравнительно недавно. Но надо понимать, что в сближении государств усилий только одной стороны недостаточно. Положение азиатских государств отличалось и отличается друг от друга довольно существенно, поэтому и темпы нашего сближения с ними за последние 30 лет тоже были разными. Рассмотрим, к примеру, Таджикистан, который с самого начала своего суверенитета переживал глубокий внутренний кризис и гражданскую войну. А дипломатические отношения государство стало устанавливать на 5 лет позже, чем остальные региональные игроки. Особенностью этой страны также было и то, что она не перешла из закрывавшегося Евразийского экономического сообщества в создаваемый Евразийский экономический союз, хотя никаких препятствий для этого не было.Узбекистан же экспериментировал с различными опорными направлениями в первой половине 2000-х годов. Он входил в альтернативную на постсоветском пространстве Организацию за демократию и экономическое развитие (Грузия, Украина, Молдавия, Азербайджан — ГУАМ), а во второй половине того же десятилетия развернулся и на 6 лет вошел в ОДКБ.
Что касается Туркменистана, то он придерживается очень взвешенной и осторожной позиции в установлении связей в политике и экономике. Свой путь сегодня у Кыргызстана и у Казахстана. Поэтому Беларусь действовала и действует по обстоятельствам и по возможностям, которые в тот или иной момент для нас существуют.
От культуры к экономике
Почему, рассматривая перспективы внешнеэкономического сотрудничества со странами так называемой дальней дуги, мы особо выделяем Азию? Прежде всего, в азиатско-тихоокеанском регионе проживает более 4 миллиардов человек — 60 % населения Земли. Здесь сегодня вершится мировая политика. Поворот Беларуси в эту сторону — это не только развитие торговых контактов, но и выстраивание более глубоких отношений. Речь идет в конечном итоге об интеграции в новое культурно-цивилизационное пространство, считает аналитик Юрий Ярмолинский. Это крайне необходимо для того, чтобы еще лучше понимать наших партнеров, ведь мышление европейцев более стереотипно. Нам надо серьезно вникать в вопросы азиатских традиций и обычаев, культуры, делового этикета, ведения бизнеса, владеть информационной повесткой.Мы в последнем время сосредоточены в большей степени на Китае, и это оправдано по всем направлениям. Но надо помнить, что Азия велика и многогранна и Китай — это всего лишь ее часть. Для того чтобы преодолеть свою инерционность в этом отношении, потребуется время, и профессиональное сообщество обязательно начнет внимательно смотреть в азиатскую сторону. Например, если взять Индию, то понятия «индийский рынок» не существует. Есть отдельные рынки 28 штатов, которые отличаются между собой по культурным традициям, различным предпочтениям, вкусам и т.д. Поэтому владеть информацией по этим вопросам — одно из главных условий успешной внешнеэкономической деятельности в этой огромной стране.
Переменчивая и динамичная геополитическая ситуация сегодня говорит о том, что Беларусь по возможности должна придерживаться более широкой диверсификации своей внешнеэкономической деятельности в Азии. Несколько точек опоры в виде стран-партнеров в каждом субрегионе позволят обеспечить устойчивость и стабильность всей экономики в целом, а также минимизировать возможность губительного воздействия политических рисков.
В ТЕМУ
Алексей Беляев, политолог, декан факультета журналистики БГУ:
— Можно говорить, что Беларусь уже воспринимают в мире и в том числе знают на постсоветском пространстве как ответственного партнера, знают с точки зрения возможностей, что, например, наши технологии, наш промышленный потенциал значительно превосходят потенциал стран Средней и Центральной Азии. Почему? Потому что еще с советских времен была сделана ставка на то, что Беларусь будет сборочным цехом, что это место высокотехнологичных производств, и мы превратились именно в индустриально-аграрный регион СССР, в то время как страны Средней Азии были регионами аграрно-индустриальными. В Центральной Азии этого просто не хватает. И вот здесь белорусы реально могут дать очень много. Тем более что политически, например, нет каких-то разногласий и споров между нашими государствами. У нас достаточно близкое в этом плане понимание. Мы не вмешиваемся в их вопросы внутреннего политического устройства. А Узбекистан, в отличие от Европы, абсолютно никаких претензий не предъявляет к нам. Поэтому есть поле для взаимодействия и нет подводных камней, которые это сотрудничество тормозили бы.
shamko@sb.by