“Восточное партнерство”: за и против

Беларусь приглашена на саммит “Восточного партнерства” в Вильнюс

Беларусь приглашена на саммит “Восточного партнерства” в Вильнюс

Приглашение для участия Беларуси в саммите стран – участниц программы “Восточное партнерство” Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Беларусь в Литве Владимиру Дражину вручил вице-министр иностранных дел Литвы Андрюс Кривас. По сообщению МИД Литвы, приглашения в тот же день были переданы также дипломатам Армении, Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины. Они подписаны президентом Литвы Далей Грибаускайте, президентом Евросоюза Херманом ван Ромпеем и председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу.

“Мы подтверждаем факт получения официального приглашения на саммит “Восточного партнерства”, который состоится в Вильнюсе. Данное приглашение идентично как по содержанию, так и по процедуре вручения приглашений, переданным другим странам-партнерам по программе “Восточное партнерство”. Для нас это принципиально, поскольку Беларусь всегда придерживалась позиции о необходимости равноправного подхода к взаимодействию в рамках данной программы. Теперь вопрос участия Беларуси в предстоящем саммите находится в компетенции главы белорусского государства”, – подчеркнул начальник управления информации – пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси Андрей Савиных.

Саммит “Восточного партнерства” пройдет в Вильнюсе 28–29 ноября. Стоит ли Беларуси ожидать от него прорывных решений? “СВ” решила спросить об этом у белорусских экспертов.

Сергей МУСИЕНКО, руководитель аналитического центра ЕсооМ:

– Организаторы “Восточного партнерства” сами до конца не понимают, что им делать с этим проектом. Экономически это весьма малопривлекательный проект, выпячивание же на первый план в нем политической составляющей и вовсе дискредитирует идею партнерства как таковую. Кстати, без участия Беларуси значимость партнерства серьезно утрачивается. Между тем белорусская сторона готова взаимодействовать в укреплении и развитии этой региональной инициативы, но только на принципах реального, а не мнимого партнерства. Без Беларуси данная программа, сама по себе ущербная, станет еще ущербнее. Однако если своей целью она ставит раскол СНГ, то нам с “Восточным партнерством” не по пути.

Лев КРИШТАПОВИЧ,  доктор философских наук:

– Увы, вокруг программы “Восточное партнерство” много слов, но мало реальных дел. Почему? Прежде всего потому, что реальный политический и экономический анализ подменяется “округленькими” фразами, правильнее сказать, словесной водянкой. Демократия, стабильность, безопасность, интеграция, контакты между людьми – такова обычная риторика дипломатов в отношении “Восточного партнерства”. Слова, ласкающие слух, однако ничего общего не имеющие с действительностью.

Во-первых, ни для кого не секрет, что программа “Восточное партнерство” представляет собой вариант евроинтеграции для постсоветских стран, изъявивших желание участвовать в этой программе, без права претендовать на членство в Европейском союзе. По сути, это политика Европейского союза, основывающаяся на увековечивании дезинтеграции постсоветского пространства.

Не случайно Россия напоминает, что в своих переговорах с Европейским союзом она исходит из общего признания совместимости и взаимодополняемости интеграционных процессов в рамках Европейского союза и на постсоветском пространстве. При этом Москва надеется, что интеграция в Европейском союзе не будет противопоставляться евразийской интеграции. В этом и смысл предложения Президента Беларуси Александра Лукашенко об “интеграции интеграций”, то есть о создании единого экономического пространства от Владивостока до Лиссабона.

Но как раз на такую интеграцию, которая не разъединяет, а объединяет страны и народы, и не способны евроинтеграторы с обеих сторон.  Они рассматривают постсоветские независимые государства лишь в качестве политических осколков бывшего СССР. А осколки уже по своему определению не могут быть самостоятельными.

Поэтому не думаю, что на саммите “Восточного партнерства” могут быть приняты некие прорывные решения. Данную программу можно рассматривать лишь как площадку для диалога с Европейским союзом, доведения на ней позиции страны по актуальным вопросам.

Юрий ШЕВЦОВ, директор Центра по проблемам европейской интеграции:

– “Восточное партнерство” может трансформироваться из декларативного проекта в более действенный инструмент интеграции. В любом случае просто так сбрасывать со счетов эту инициативу не стоит. Это структура, где мы можем ставить эти вопросы и продвигать их решение. К слову, без “Восточного партнерства” было бы почти невозможно подписание Беларусью договоров о приграничном движении со странами-соседями. То же самое касается отмены квот и ограничений на перемещение белорусских товаров в Европу.

Кроме того, “Восточное партнерство” – важная дипломатическая победа для Беларуси. Она означает, что Беларусь является не страной-изгоем в Европе, а участником общей интеграционной программы, заявленная цель которой – создание зоны свободной торговли между шестью странами – участницами “Восточного партнерства” и ЕС. Однако неверно воспринимать “Восточное партнерство” как аналог Таможенного союза, ЕЭП или Союзного государства. Это все-таки программа с ограниченными целями и задачами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter