Кто был зачинщиком раскола Белорусской православной церкви в годы ВОВ?

Восставшие на святое

Протодиакон
Павел Бубнов.


Религиозный раздор — это крайне подлый, но надежный инструмент в попытках подорвать политическую и общественную стабильность любой страны. В Беларуси спровоцировать конфликт не раз пытались через раскол православной церкви. Массированная атака на религию произошла еще во времена Великой Отечественной войны. Агенты абвера, которые позже работали на ЦРУ, хотели реализовать проект Белорусской автокефальной церкви. В новом документальном фильме «Восставшие на святое», который показали 27 июня вечером в эфире телеканала «Беларусь 1», журналисты детально разобрали методичку раскольнической группировки.

Полонизация как часть плана

Как рассказывают авторы фильма, впервые белорусы столкнулись с церковным расколом более ста лет назад. В 1921 году согласно Рижскому мирному договору Западная Белоруссия отошла к Польской Республике. Религиозные процессы в восточных и западных областях проходили по-разному. В советское время в Беларуси, как и везде в СССР, велась атеистическая пропаганда. А вот в западных частях церковная жизнь проходила по-другому. Польша считала опасным тот факт, что православные приходы юридически подчиняются Московскому патриархату Русской православной церкви. Поэтому, помимо решения политических и экономических вопросов, правительство Польши стало активнее заниматься национальным вопросом и внедряться в религиозную сферу.

Проходил процесс полонизации, и церковь использовали для насаждения чужого языка и культуры. Это был политический шаг от властей Польши для того, чтобы контролировать православную церковь и оказать на нее политическое воздействие.

Несогласных арестовывали и отправляли в тюрьмы

Какую задачу преследовали поляки? Главное — уничтожить родственные, национальные и духовные связи православных белорусов, провозгласить автокефалию Польской православной церкви. Иначе говоря, получить самостоятельность, независимость и отделиться от Русской православной церкви.
Но многие иерархи православной церкви, которые служили в Западной Белоруссии, автокефалию не поддержали. Тогда ее провозгласили незаконно. А вот тех, кто не был согласен с религиозным геноцидом, лишали сана, прихода, а затем гражданства. Ряд священников был арестован. Отбывали наказание в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Уже после воссоединения Беларуси в 1939 году жители западных территорий начали жить в новых политических, экономических и религиозных условиях. Но в октябре того же года иеромонах Владимир Финьковский, который не был согласен с новой реальностью, самовольно, без каких-либо назначений и официальных указов занимает Александро-Невский храм. Сам себя назначает настоятелем, устанавливает свой порядок.

С осени того же года православные приходы и монастыри Западной Белоруссии стали возвращаться в структуруРусской православной церкви. Большая часть духовенства и епископата, ранее служившая в Западной Белоруссии, перешла под крыло РПЦ. Единственный, кто отказался от смены церковной юрисдикции, стал епископ Полесский и Пинский Александр Иноземцев, руководитель и наставник Финьковского. Он занял позицию строгой непримиримости к Русской православной церкви, за что был отправлен на покой.

«Крестовый поход против безбожных большевиков»

В 1941 году нацистская Германия нападает на Советский Союз, позиционируя начало войны как «крестовый поход против безбожных большевиков». Процесс разрушения христианских канонов начался еще в 1930‑е годы, после прихода к власти Гитлера. Так как идеология национал-социализма отрицала роль церкви в политической жизни, начался процесс возрождения древнегерманского языческого культа.
В первые годы нацистской власти в Германии он практиковался в узком кругу. Например, в подразделениях СС или высшем руководстве рейха. Уже после войны исследователи нашли один интересный план: предполагалось, что к 1960 году на территории Третьего рейха все религии будут уничтожены и вместо них будет насаждаться неоязыческий нацистский культ.
В оккупированном нацистами Минске развернулась идеологическая кампания в сфере религиозной политики. Здесь были открыты десятки приходов. 

Священники — агенты абвера

Главными идеологами нацистского государства являлись автор так называемой расовой теории и разработчик «окончательного решения еврейского вопроса» Альфред Розенберг и личный секретарь Гитлера Мартин Борман. И хотя методы реализации религиозной политики у них были разные, цель стояла одна — уничтожить РПЦ. Но противостояние развернулось не только между Розенбергом и Борманом. В выполнении курса церковной стратегии начался поединок между нацистскими спецслужбами — главным управлением имперской безопасности (РСХА) и абвером.

РСХА поддерживало Бормана и выступало за то, чтобы религиозная жизнь не получила развития на оккупированных территориях. А абверу, немецкой военной разведке и контрразведке, импонировали идеи Розенберга, который хотел использовать религию как инструмент антибольшевистской борьбы.

В фильме авторы показали, что на оккупированных территориях для нацистов первоочередной задачей было организовать дальнейшее беспрепятственное продвижение войск, решить вопросы экономической, социальной жизни и создать органы немецкой власти. Сделать это было непросто — вермахт столкнулся с сопротивлением народа. 
Кроме тиранических методов запугивания, для усмирения населения нацисты сделали ставку на религию. В Беларусь нацисты пришли не одни. Они привезли с собой  беглых коллаборантов и предателей — уроженцев Беларуси, которые покинули родину еще в 1920‑х годах.  
Во главе Полесско-Пинской епархии вновь стал Александр Иноземцев, а администратором Белорусской православной церкви назначают Владимира Финьковского. Того самого, который самовольно занял собор в Пружанах и провозгласил себя настоятелем. Он был завербован абвером. Восхвалял немецкую власть и самого фюрера.

Кроме жестоких и тиранических методов запугивания, для усмирения населения нацисты сделали ставку на религию. Они привезли с собой беглых коллаборантов и предателей. 

Задача — отделить церковь любыми способами

Тем временем в оккупированном нацистами Минске развернулась идеологическая кампания в сфере религиозной политики. Гитлер считал, что сейчас нельзя отказаться от православной церкви, но она не должна подчиняться РПЦ.

Главная задача Третьего рейха — отделить Белорусскую православную церковь от Московского патриархата. Сделать ее самостоятельной, и как можно быстрее. Ответственными за работу по неканоничному провозглашению Белорусской автокефальной церкви стали коллаборанты, назначенные в оккупационной администрации на ответственные должности. Бургомистр Минского округа — агент абвера Радослав Островский, руководитель минской полиции Дмитрий Космович, работник генерального комиссариата Беларуси Иван Косяк.

Радослав Островский — глава марионеточного прогерманского правительства Белорусской центральной рады, коллаборант, агент абвера. Был ответственен за работу по неканоничному провозглашению Белорусской автокефальной церкви.

30 августа 1942 года в Минске, в Спасо-Преображенском храме, под руководством Филофея Нарко начал работу Всебелорусский церковный Собор. Он активно поддержал идею проекта белорусской автокефалии. Священник тоже был агентом абвера. В конце каждой своей проповеди говорил, что «наконец силою немецкого оружия под руководством мирового вождя Гитлера наш белорусский народ освобожден от жидо-большевиков».

В то же время был разработан Статут Белорусской автокефальной православной церкви. Он предлагал образовать Белорусскую автокефальную церковь. Но создание такого документа, по мнению экспертов в фильме, не имело никакой силы, и желаемого не произошло…

Американский след

«Белорусский секрет» — книга-расследование американского писателя, бывшего прокурора и офицера военной разведки США Джона Лофтуса. Одна из тем его научных интересов — белорусские коллаборанты, имеющие отношение к созданию проекта Белорусской автокефальной церкви.
Во второй части фильма журналисты рассказывают о спонсировании белорусской автокефалии американскими властями. Например, «Белорусский секрет» — редчайшая книга-расследование 1982 года. Принадлежит перу американского писателя, бывшего прокурора правительства США и офицера военной разведки Джона Лофтуса. Его интересовали связь ЦРУ с нацистами, коллаборанты, тайная война и шпионаж. Например, белорусских коллаборантов, имевших отношение к созданию автокефальной церкви на нашей земле, поддержали американские спецслужбы. Это позволило им уйти от уголовного преследования. Хотя на родине их разыскивали как военных преступников.

Самый ярый из них, по мнению Джона Лофтуса, — гражданин США Радослав Островский. Глава марионеточного прогерманского правительства Белорусской центральной рады. Кроме сотрудничества с МИ-6, Островский был агентом ФБР и ЦРУ. В 1950 году при поддержке британской разведки он учредил антисоветскую военизированную организацию «Беларускi вызвольны фронт» — подразделение, нацеленное на вооруженную борьбу с коммунистическим режимом и создание антисоветского партизанского движения в БССР.

С 1954 года «Беларускi вызвольны фронт» возглавил Дмитрий Космович. В годы войны заправлял местной вспомогательной полицией в Минске, затем в Смоленске руководил карательной операцией по уничтожению 158 человек мирного населения. Исполнителями стали солдаты украинской роты.
За рубежом предатели родины объединялись вокруг двух политических центров — Рады Белорусской Народной Республики и Белорусской центральной рады.
В 1947 году Раду Белорусской Народной Республики возглавил известный националист Абрамчик. А Белорусскую центральную раду — Островский. Оба конкурировали, борясь за влияние на белорусскую диаспору, и весьма плодотворно сотрудничали с ЦРУ.

В Америке они спокойно доживали до старости, их хоронили на православных кладбищах. Саут-Ривер — район на 16 тысяч человек в штате Нью-Джерси — стал местом компактного проживания руководителей и функционеров Белорусской центральной рады. Среди них и Станислав Станкевич. Пособник нацистов и предатель родины из деревни Орленяты Сморгонского района. В 1941‑м добровольно перешел на службу к немецким оккупационным властям. Был бургомистром Борисова, занимался переписью населения для выявления евреев, участвовал в создании гетто. Он его и уничтожил за два дня в октябре того же года.

После войны Станкевич продолжил карьеру — стал представителем Белорусской центральной рады в Антикоммунистическом блоке народов — организации, которая поддерживалась и спонсировалась ЦРУ.

При чем здесь религия?

Спецслужбы нацистской Германии, а затем спецслужбы стран Запада, в первую очередь Великобритании и Соединенных Штатов Америки, реализовывают белорусский кейс. Он состоит как из религиозного блока, так и из блока политического. Между собой они пересекаются. Американские и английские спецслужбы использовали все возможные варианты пропаганды. Они же финансировали видных деятелей Белорусского автокефального движения.

Спецслужбы нацистской Германии, а затем стран Запада пытались реализовать белорусский кейс, который состоял из религиозного и политического блоков. Между собой они пересеклись...
   После неудачных попыток договориться между собой в вопросе создания Белорусской автокефальной церкви Рада БНР и Белорусская центральная рада разрабатывают проекты реализации собственной, подконтрольной им автокефальной церкви. Ее создание для предателей было принципиально — на оккупированной территории эта задача не была выполнена. Собор автокефалию объявил, но согласно 113‑му пункту Статута Белорусская православная церковь станет автокефальной только после признания всеми поместными православными церквями. Этого не произошло.
Отступая из Беларуси, нацисты и их пособники насильно вывезли реального главу Белорусской православной церкви — митрополита Пантелеймона Рожновского. Фактический глава Филофей Нарко, о котором говорилось ранее, выехал добровольно. Иерарх, который в день рождения Гитлера служил молебен о здравии фюрера и победе немецких войск над большевиками, а затем отмечал это событие, поднимая тост вместе с Готтбергом — человеком, который лично подписывал приказы о начале крупнейших карательных акций, в том числе «Котбус».

Поведение предателей такое же и сегодня

В фильме проводят четкие параллели между событиями прошлого и настоящего. Современные коллаборанты также демонстрируют поддержку раскольникам. В июле 2021 года Тихановская прибыла в Нью-Йорк к белорусским автокефалистам. В Бруклине посетила раскольнический храм Кирилла Туровского, где провела встречу с руководством Белорусской автокефальной православной церкви. Основная повестка — вопрос реализации автокефального проекта в Беларуси по примеру Украины, которая, в отличие от Беларуси, в годы оккупации провозгласила автокефалию православной церкви.
Архитекторами проекта белорусской автокефалии были военные преступники, которые активно сотрудничали со спецслужбами западных государств. В XXI веке ситуация не меняется. Структуры Белорусской автокефальной церкви также демонстрируют сопричастность с американскими политическими процессами. На примере Украины мы видим, к чему это приводит. В Беларуси реализовать раскольнический проект не удавалось на протяжении столетий.
 Дарья ГОТОВКО.

gotovko@sb.by


Диана ВОЛЬСКАЯ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter