Восставшая из пепла

Белосток - это самый восточный город Польши, ранее входивший даже в черту расселения белорусов, а в 1939 году присоединенный к БССР.
Белосток - это самый восточный город Польши, ранее входивший даже в черту расселения белорусов, а в 1939 году присоединенный к БССР. Но в конце Второй мировой войны город и область Сталин подарил Польше - как "свадебный" презент в знак присоединения страны к социалистическому лагерю.

Белосточчина, правда, до сих пор окончательно в Польшу не интегрировалась. Там еще можно по деревням услышать белорусскую речь (местный говор сам по себе интересен, особенно в переходных белорусско-украинских местностях на Полесье), а еще там, в отличие от соседних Гродненщины и всей Польши, очень сильны позиции православной церкви. Она-то сегодня и сохраняет последние приметы того, что белосточчинцы - не этнические поляки.

К этой "особенности" в разное время относились по-разному. Но вот буквально днями из Польши пришло знаменательное известие. Министерство культуры этой страны поставило в ряд приоритетных восстановление православного монастыря в Супрасли. Предложение о дофинансировании реставрации исходило от комиссии национальных и этнических меньшинств сейма. Она определила сумму в 1,5 млн. злотых (около 375 тыс. долларов) на самые срочные работы в монастыре, хотя всего требуется на 200 тыс. злотых больше. Но это мелочи.

Поговорим о главном. Супрасльский храм, построенный в готическом стиле в XVI веке (православная готика - это сам по себе феномен!), еще в 20-е годы в известной работе Николая Щекотихина по белорусскому зодчеству был поставлен в один ряд с такими известными церквами, как Сынковичская и Мурованковская. Это удивительные строения, больше похожие на маленькие замки, нежели на дома божьи. На углах храмов стоят массивные башни, а в стенах сделаны специальные отверстия, чтобы с помощью их можно было держать оборону: стрелять, поливать смолой приблизившегося врага и т.д. Романтика, одним словом, с привкусом трагичности. Нелегкое было время. С одной стороны, молишься Богу, а с другой - помощи ждать неоткуда, кроме как от родных стен: вот и укрепляешь их все с тем же упованием на милость небесную...

Мурованковская и Сынковичская церкви, как ни странно, сохранились до наших дней почти в первозданном виде, но добраться до них осмеливаются немногие - слишком неудобно расположены, ранее так вообще были чуть ли не островками в лесной глуши бывшего Ятвяжского края, нынешней Гродненщины. А церкви эти не менее интересны, чем тот же Мирский замок.

А супрасльской святыне не повезло. Она вместе с уникальной фресковой живописью была взорвана летом 1944 года. Долгое время считалось, что разрушили ее немцы при отступлении, позже появились сведения, будто стала она жертвой советского наступления...

После передачи Польше Белосточчины Супрасль (а это 20 км от Белостока) с его памятниками был брошен на произвол судьбы. Правду сказать, кое-что все же спасти удалось, но руины церкви еще долго напоминали об ужасах войны. Восстановление началось уже в наше время. Но не хватало денег. Сейчас, может, наконец, эпопея завершится?..
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter