Сколько стоит война. Что будет с Сирией?

Восстановлению подлежит

Гражданская война в Сирии, похоже, близится к завершению. И уже становится все более очевидным, что Башар Асад может остаться у власти. Но что будет со страной? Где взять деньги на ее восстановление? Кто готов их выделить и на каких условиях?

Ураганам дают ласковые имена. Долли, Диана, Эдит. Алогизм — то, что имеет разрушительную силу, называется обманчиво ласково. И политическая буря, пронесшаяся по богатому нефтью Ближнему Востоку и Северной Африке, закрепилась в сознании миллионов милым словосочетанием “арабская весна”. Здесь — временная привязка, но не смысловая. Потому что от поры, когда жасмин цветет, ожидать можно чего угодно, но не рек крови, нескончаемых караванов мигрантов и руин на месте сказочно красивых городов.

Фото Рейтер

Конец 2010-го — начало 2011 года. Сначала вспыхивает Тунис. Затем огонь протестов, как по бикфордовому шнуру, перекидывается на Алжир, Ливию, Йемен, Египет, Сирию... Толпы демонстрантов заполоняют города. Самосожжения на улицах. Беспорядки. Столкновения с полицией. Запад зорко следил за разворачивающейся ситуацией. Там, где представители властей либо бежали из страны, либо  слагали с себя полномочия, зарубежные центры влияния ограничивались ролью стороннего наблюдателя. Но стоило кому-то применить силу против митингующих, как ответ следовал незамедлительно.

Лидер ливийской Джамахирии, экстравагантный Муаммар Каддафи, принимаемый прежде с почестями в европейских и американских властных дворцах, решил твердой рукой восстановить порядок. Ему сперва удалось невероятное — восставшие были вытеснены из столицы  на периферию. И когда им уже оставалось только погрузиться на лодки и отчалить в бескрайнюю морскую даль, на помощь пришло НАТО. Его самолеты утюжили позиции правительственных войск, уничтожали танки, аэродромы, пусковые ракетные установки, склады боеприпасов. Поддержка с воздуха была мощной. Мятежные отряды развернулись и опять пошли на Триполи. Их уже никто не мог остановить. Каддафи бежал. Так за считанные дни пал колосс. Это трудно поддавалось пониманию. Ливия многими воспринималась чуть ли не райским местом. Здесь не пересыхал поток нефтедолларов. Беспроцентные жилищные кредиты, при рождении ребенка семьям выплачивали солидные подъемные, здравоохранение и образование — бесплатные. Все это и многое другое в  одночасье смела революционная песчаная буря. Потом в интернете появилась видеозапись жуткой расправы над Муаммаром Каддафи. И сегодня Ливия совершенно другая. ООН признает это государство местом небезопасным для жизни.

“Жасминовые революции” в Азии и Африке по скорости распространения напоминали лесной пожар при сильном ветре. Государства сгорали, как спички. Последней в этой череде оставалась Сирия. Туда всепожирающее пламя добралось позже всех. Но здесь огонь и был остановлен. Хотя и не погашен. Управляемый хаос столкнулся с управляемой стабильностью. Гражданская война затянулась на восемь лет. И лишь сейчас дым начинает рассеиваться. Мелкие очаги еще тлеют, хотя многим уже становится понятно — Башару Асаду, единственному из правителей, на кого обрушилась “весна”, удалось уцелеть. И если Запад раньше безоговорочно требовал его отставки, то сегодня торг идет на других условиях. Журнал “Шпигель” пишет:

“У Европейского союза, США и стран Персидского залива остался всего один рычаг давления на режим — вопрос восстановления Сирии”.

Древняя Пальмира, Дамаск — эти и десятки других городов сейчас похожи на пепелища. Чтобы все это вернуть к жизни, нужно, по под-счетам специалистов, от 300 млрд до 1,2 трлн долларов. Устранение последствий займет от 10 до 15 лет. А кое-кто говорит, что это  “задача столетия”. Понятно, что ресурсы самой Сирии весьма ограничены. Отбитый у повстанцев Хомс, например, и спустя четыре года напоминает город-призрак.

США обещали 230 миллионов долларов на восстановление электро- и водоснабжения, но на днях отказались давать деньги. Китай заинтересован в урегулировании ситуации, то есть наступления мира в Сирии, говоря, что это основная предпосылка для инвестиций. Саудовская Аравия намерена выделить 100 миллионов долларов, Объединенные Арабские Эмираты — 200 миллионов. Однако пока все это в перспективе. В реальности тут сталкиваются интересы крупных внешнеполитических игроков. Бои за последний оплот повстанцев провинцию Идлиб ведутся и далеко за пределами Сирии. Белый дом предостерегает Россию и Иран от “безрассудной помощи”, предупреждая, что если Башар Асад “использует в очередной раз химическое оружие”, то США и союзники дадут “соответствующий ответ”. Сирийское правительство, в свою очередь, отвергает любые обвинения в подготовке химатак, приводя доказательства, что это дело рук самих боевиков — так происходит легализация военных операций Запада. На днях к территории Сирии были стянуты боевые корабли Второй постоянной военно-морской группы НАТО. А Россия и Турция договорились создать к 15 октября в Идлибе демилитаризованную зону вдоль линии соприкосновения правительственных войск Сирии и вооруженной оппозиции.

Пока война в Сирии продолжается. Правда, уже на территории весьма небольшой. Но тем не менее инвесторы выжидают: ведь все восстановленное сегодня завтра может быть разрушено. Для того чтобы пошли финансы, пушки должны замолчать. Деньги любят тишину.

ВЗРЫВНОЙ РОСТ ПОТЕРЬ

“Ущерб, нанесенный народам событиями “арабской весны” 2011 года и последовавшими революциями, составляет 900 млрд долларов”, — отметил в этом году в Каире на конференции “История о Египте: видения и достижения” президент этой страны Абдель Фаттах ас-Сиси.

По его словам, в результате войн, внутренних конфликтов и переворотов в этот период в регионе погибли 1,4 млн человек, еще 15 млн оказались на положении беженцев.

Потерянный экономический рост стран на Ближнем Востоке из-за “арабской весны” в 2011—2015 годах составил 6% ВВП региона, говорится в отчете Экономической и социальной комиссии для Западной Азии ООН: “В странах, где в результате протестов сменилась власть, новые лидеры так и не смогли справиться с проблемами, которые привели к демонстрациям”.

РЕЦЕПТ ПОМОЩИ

В начале сентября в Дамаске прошла крупная выставка. На нее приехали представители из более чем 50 стран. Были производственники из Беларуси. Мы презентовали грузовые автомобили, тракторы, карьерные самосвалы, спецтехнику, шины, продукты питания.

Нуждается Сирия и в продукции наших фармацевтических предприятий. Эта ближневосточная страна сама только на 10 процентов может удовлетворять свои потребности в лекарствах. БЕЛТА приводит такие слова Чрезвычайного и Полномочного Посла Беларуси в Сирии Александра Пономарева: “Мы поставляем сюда широкий спектр препаратов. Три года назад начали поставки “Белмедпрепараты”, далее подключились другие предприятия. По итогам полугодия экспорт достиг показателя 600 тысяч долларов. Есть основания полагать, что за весь год у нас экспорт превысит 1 миллион 200 тысяч”. Мы поставлем сюда препараты и по гуманитарной программе.

В нашем знаменитом “Зубренке” в этом году прошли оздоровление сотни сирийских детей, которые потеряли родителей и пострадали от военных действий. Средства на их содержание были выделены из резервного фонда Президента Беларуси.

Анатолий ФЕДОРОВ

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter