«Восстановим сельхозземель больше, чем забрали под АЭС»

ВОТ И Островец, отмеривший более пяти столетий истории. Совсем скоро в ней появится новая строка: «Город энергетиков». Несомненно, первая на территории Беларуси АЭС станет в масштабах страны не менее известной, чем прославившаяся в 1954 году на всю планету Обнинская в Калужской области. Тогда мир облетела весть: «Запущена первая в мире атомная электростанция!» С тех пор много воды утекло, на разных континентах возведены сотни АЭС... Какие же перемены произошли в Островце , на каком этапе наша стройка века?

Корреспондент «БН» проехала по Островецкому району, где идет стройка века.

ВОТ И Островец, отмеривший более пяти столетий истории. Совсем скоро в ней появится новая строка: «Город энергетиков». Несомненно, первая на территории Беларуси АЭС станет в масштабах страны не менее известной, чем прославившаяся в 1954 году на всю планету Обнинская в Калужской области. Тогда мир облетела весть: «Запущена первая в мире атомная электростанция!» С тех пор много воды утекло, на разных континентах возведены сотни АЭС... Какие же перемены произошли в Островце , на каком этапе наша стройка века?

Вспоминаю, как первый раз приехала в Островец в октябре 2009-го. Тогда тут проходило республиканское обсуждение. На суд общественности вынесли предварительный отчет об оценке воздействия на окружающую среду белорусской АЭС. И городской поселок удивил журналистов, которые бывали здесь не раз. Переменами в своем облике.

И в эту поездку из уст коллег, прибывших сюда впервые, звучат лестные отклики...

Сейчас город украшают различные скульптуры. Это постарались настоящие профи. Несколько лет назад тут работал пленэр скульпторов. Один из них приехал даже из Франции. Каждый создал свое произведение и выбрал место в Островце, куда его установить. Но еще до того, как скульпторы дали названия своим произведениям, у них появились народные…

— В декабре намерены включить в черту будущего города Островец и два прилегающих населенных пункта — Мали и Белькишки, — вводит в курс дела Адам Ковалько, председатель Островецкого райисполкома.

Вообще, в перспективе центр города будет перенесен южнее нынешнего. А в Островце число жителей увеличится в 3—4 раза.

Жилье с комфортом

— Мы в Островец привезли цивилизацию: первый лифт, светофор, — шутили энергетики. — Адам Ковалько делает много для благоустройства города, а мы помогаем.

...И вот перед нами первое жилье для энергетиков — симпатичные 118- и 119-квартирные дома. В одном разместилась администрация дирекции строящейся АЭС. Офис — на первом этаже. На работу недалеко ходить, поскольку работники дирекции живут в этом же здании.

Если раньше в Союзе начинали возводить крупные объекты, не особо заботясь о комфорте для строителей, о чем рассказывает иногда телевизионная хроника. Прибыв на место, люди жили в общежитиях, бараках. А в Островце сейчас такого и в помине нет. Условия для рабочего персонала создаются современные.

— Мы не собираемся селить людей в вагончики. Не будет общежитий коридорного типа с общими санузлами. Люди станут жить комфортно. В комнате каждой современной квартиры поселятся не более двух строителей. Например, в двухкомнатной — четыре, в трехкомнатной — шесть. А если хорошие условия проживания, то и отношения между людьми складываются наилучшим образом. Конечно, после того как построят АЭС, строители уедут. И тогда эти квартиры будут продаваться населению, — говорит Адам Ковалько.

— Жилье строится двух типов. Специальное, которое оборудовано всем необходимым. Оно предназначено для людей, приезжающих на относительно короткий срок: месяц—год. И служебное, которое каждый жилец будет благоустраивать сам. Через десять лет оно может быть приватизировано по остаточной стоимости, — рассказывает Николай Груша, директор Департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Беларуси.

— Конечно, в Островец приедут высококлассные специалисты, организаторы. Появится хорошая социальная инфраструктура. Почему бы людям не работать? И, безусловно, мы ждем отдачи от вложенных средств. Думаю, что у нас все получится, — говорит Адам Дмитриевич.

 Сегодня уже совершенно другие подходы к новостройкам. Вначале строятся все сети,  благоустраивается территория и только потом «вырастает» жилье. Европейский подход.

Вместо болота — база

Вот и строительная объединенная база. С ее помощью будут возводиться город энергетиков и производственная база атомной станции — к ее строительству приступили в 2009 году.

— Здесь было обыкновенное болото. И какая создана база! — рассказывали добровольные экскурсоводы.

Она — рядышком со строящимся Островцом. До города отсюда — километра два с половиной. Город будет развиваться к югу: от существующего Островца до железной дороги. Буквально за лесочком и возникнет новый город.

А место для первой базы выбрали именно здесь, потому что недалеко железнодорожная станция Гудогай. Сегодня основной вид доставки цемента, щебня, строительных конструкций — «па чыгунцы». Так дешевле, поскольку в округе нет домостроительных комбинатов и заводов.

На базе появились административно-бытовой корпус, арматурный и цех по производству деревянных изделий, бетонный завод, мастерские, склады, площадка для строительной техники...

Площадка АЭС

Объездную дорогу за городом построили энергетики. Налево — дорога идет на будущую АЭС. Одно из направлений дорожного кольца, а их четыре, — на Минск. Дорога в сторону столицы пройдет таким образом, что не пересечет ни одного населенного пункта. Уже положили на ней асфальт по территории Островецкого района. Потом строительство переместилось на земли Ошмянщины...

Параллельно автомобильной в сторону будущей АЭС идет железная дорога — метров через двести от нее. Площадка АЭС — примерно в 25 километрах от Островца, расположилась прямо в чистом поле. Здесь же был выкорчеван участок леса. Пока в поле еще мало что построено, поэтому здесь ветру раздолье...

Сама площадка АЭС занимает около двух квадратных километров и разделена на две половины: производственная база и будущая АЭС. При нашем посещении здесь стояли краны — возводили нулевой цикл закрытого склада. Строилась автомобильная дорога на бетонный завод...

Прямо по курсу — железная дорога. За лесом виднелась крыша здания станционных служб. Подстанция обеспечит электроснабжение производственной базы и строительной площадки. К Новому году запланирована сдача в эксплуатацию первой очереди подстанции.

Тут имеются административное здание, стоянка для автомобильной и строительной техники и т. д. Проведена электроэнергия, налажено водоснабжение, построены очистные сооружения.

— Куда вывозился верхний грунт? Сначала сняли плодородный слой, который в дальнейшем и будет использоваться для благоустройства той территории, где возведены здания и сооружения. Снималась различная толщина грунта — от метра до трех. Пойдет он и на подсыпку подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог. И частично — самой площадки, — рассказывал первый заместитель генерального директора, главный инженер РУП «Белэнергострой» Игорь Дубовский.

— Территория площадки захватила и сельхозугодья. Ущерба никакого не нанесено, потому что практически такую же площадь мы восстановим и отдадим. Много грунта предстоит еще вывезти. Засыплем им овраги, а наверх — чернозем. И вот вам готовые угодья. Восстановим больше земель, чем взяли. Рекультивируем неудобицы и сделаем их нормальными пахотными землями, — пояснил Михаил Филимонов, директор дирекции строящейся атомной станции...

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter