Восстание машин

Структура предложения коммерческих авто кардинально изменится

В нынешнем году структура предложения коммерческой автомобильной техники кардинально изменится

Специалисты уверяют: коммерческие авто – чуть ли не единственный сегмент авторынка, который в минувшем году оказался на плаву. Разумеется, без потерь здесь не обошлось. Но размер ущерба был более скромным, нежели у компаний, продающих легковушки. Граждане в 2009 году предпочли отложить покупки до лучших времен, а вот автофургоны и микроавтобусы худо-бедно, но были востребованы белорусским бизнесом.

Директор официального дилера Горьковского автозавода компании «БелГАЗавтосервис» Михаил Супрунович констатирует: сектор коммерческих автомобилей не смог избежать потерь от глобального экономического кризиса. В 2009 году общий объем продаж коммерческого транспорта упал по сравнению с 2008 годом почти наполовину. «Однако, являясь частью высокосегментированного сектора, этот рынок покажет более высокие темпы роста по мере того, как отечественная экономика стабилизируется и наберет обороты. «Дно» уже пройдено. К марту—апрелю 2010 года стало очевидным: продажи коммерческих автомобилей оживают», — поясняет специалист.

В автомобильной ассоциации «БАА» подсчитали: в 2009 году продажи коммерческих автомобилей сократились на 41 % до отметки 3207 единиц. Традиционный лидер сегмента «Volkswagen» удержал первую позицию с рыночной долей 33,33 % (1069 машин), следом последовал ГАЗ (20,36 %, или 653 авто), а замыкает тройку «Peugeot» (9,67 % — 310). В числе лидеров также оказались УАЗ (7,58 % — 243), «Renault» (7,08 % — 227), «Ford» (5,55 % —178), «Citroen» (5,02 % —161), «Fiat» (4,46 % —143), «Mercedes-Benz» (2,81 % —90) и продукция «Ижмаш» (1,71 % — 55). А вот другие участники рынка, такие, как «Hyundai», «Iveco», «Kia», «Opel», «GMC» и «Skoda», показали уровень продаж менее 1 % на каждого. Эксперты подсчитали: класс легких коммерческих фургонов в 2009 году занял 29,4 % на рынке коммерческой техники, сегмент автомобилей грузоподъемностью до 3,5 тонны в процентном выражении составил 70,6 %. Необходимо отметить, что в 2009 году рынок новых коммерческих автомобилей общей массой до 2 тонн в Беларуси составил только 944 единицы. Для сравнения: украинский авторынок, который переживает гораздо более серьезное падение, нежели отечественный, в минувшем году потребил порядка около 4,8 тыс. пикапов.

Что же касается перспектив 2010 года, то специалисты не исключают, что сегмент коммерческих автомобилей ожидает определенная реформация. Соотношение зарубежных и российских марок на нем может резко измениться в пользу последних. Среди причин называют не только перспективы корректировок авторынка после вступления в силу основных положений Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, но и ряд субъективных факторов. Дилеры не понаслышке знают: в последнее время автовладельцы стали больше внимания обращать на такой показатель, как «стоимость владения автотранспортным средством». Купить бывший в употреблении «Ford» или «Mersedes» можно гораздо дешевле, чем новый коммерческий автомобиль российской или украинской марки, но дальнейшая стоимость их технического обслуживания превысит все сэкономленные средства. Кстати, ожидается, что рынок коммерческой автотехники в 2010 году будет развиваться в том числе и за счет автомобилей… собранных на белорусских предприятиях. Правда, речь о традиционной или даже «отверточной» сборке в данном случае не идет. Недавно на базе компании «БелГАЗавтосервис» стартовало производство фургонов, которые собирают на основе шасси производства «Группы ГАЗ». Фактически речь идет об установке на них белорусских двигателей и изотермических фургонов. По словам Михаила Супруновича, даже по самым скромным оценкам, отечественным моторостроителям придется выпускать для нужд производителей микроавтобусов около 1 тыс. двигателей в год.

На рынке коммерческой автотехники появляются и свои фавориты. Как рассказал посетивший недавно Беларусь президент «Группы ГАЗ» Бу Инге Андерссон, при разработке новой модели «газели-бизнес» в автомобиль было внесено более 150 конструктивных изменений, в системах, агрегатах и узлах применены компоненты ведущих зарубежных производителей. Улучшение параметров надежности позволило увеличить межсервисный пробег с 10 тыс. до 15 тыс. км; базовая гарантия на автомобиль выросла до двух лет или 80 тыс. км, а на основные узлы и агрегаты — до двух лет или 100 тыс. км. «При этом уровень локализации снизился незначительно – порядка 90 % деталей, используемых при производстве «газели-бизнес», по-прежнему выпускается в России», — резюмировал Бу Инге Андерссон. С претензией на захват части белорусского авторынка выступает и корпорация «Богдан» — один из крупнейших операторов Украины. Недавно эта компания заключила дистрибьюторский договор на поставку в Беларусь автомобилей под собственным брендом «Bogdan 2310 pick-up». Первая партия авто в адрес нового дистрибьютора ООО «Интергланс», как планируется, будет поставлена уже в текущем месяце, а всего до конца 2010 года ввезут не менее 200 автомобилей.

Около месяца назад комиссия Таможенного союза утвердила перечень автопредприятий, которые смогут беспошлинно импортировать запчасти для своих сборочных производств. Таковых оказалось 21: по одному у Беларуси и Казахстана и 19 российских. Причем это далеко не все производства, которые действительно есть на рынке. Только в Казахстане в прошлом году началось строительство двух автосборочных предприятий и их в заветном списке нет, поскольку для включения в него требуется выполнение ряда условий. В Беларуси также есть несколько предприятий, подобных «БелГАЗавтосервису», которые уже готовы начинать «отверточные» проекты с именитыми автопроизводителями, правда, большинство из них по своим масштабам вряд ли смогут претендовать на позиции серьезного производителя. В частности, один из проектов рассматривает АО «Соллерс — Набережные Челны» и ООО «Северстальавто-Елабуга». Эти компании принадлежат одному холдингу и владеют производственными площадками, на которых выпускаются российские внедорожники «УАЗ», корейские «SsangYong», японские грузовики ISUZU, а также легковые и коммерческие автомобили «Fiat». Именно последний проект и попал в сферу интересов белорусских автопроизводителей: малотоннажный «Fiat Ducatto», по задумке координаторов, планируется собирать в Беларуси. По словам исполнительного директора ООО «Мидивисана Владимира Хандогина, в минувшем году на российском авторынке эта модель продавалась ничуть не хуже родных «газелей» и «соболей».

Впрочем, попасть в перечень предприятий, способных торговать без пошлин на рынках трех стран, не так-то и легко. Согласно решению № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от ввозной таможенной пошлины освобождаются моторные транспортные средства, произведенные хозяйствующими субъектами государств – участников Таможенного союза с применением понятия «промышленная сборка», при выполнении ряда критериев. А именно: у такого предприятия проектная мощность при двухсменном режиме работы должна составлять не менее 25 тыс. штук в год. Кроме того, оно должно осуществлять сварку, сборку и окраску кузова, а также ввоз автокомпонентов в объеме не более 70 % от общей себестоимости автомобиля без учета работы. К сожалению белорусским предприятиям пока сложно рассчитывать на безоговорочное выполнение всех условий, но, как говорят специалисты, на текущий момент «новорожденным» сборочным производствам гораздо важнее добиться иной цели – создать свой белорусский импортозамещенный автомобиль.

--------------------------------------

Топ-10 коммерческих моделей в Беларуси в 2009 году:

«Газель» (987);

«Volkswagen Caddy» (343);

«Volkswagen Crafter» (313);

«UAZ Farmer» (243);

«Peugeot Partner» (186);

«Ford Transit» (178);

«Volkswagen Transporter» (157);

«Volkswagen Caravelle» (149);

«Renault Master» (109);

«Соболь» (108);

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter