Учиться никогда не поздно

Почему-то на встречах с Президентом мне постоянно приходится с ним спорить. В прошлом году подискутировали о том, есть ли в Беларуси идеология. Вот и в этот четверг в разговоре довелось упомянуть, что как раз 10 июля 1994 года белорусы впервые избрали на самый высокий пост Александра Лукашенко. «Как в июле? — спросил Глава государства, — это же было в июне». Действительно, первый тур тогда проходил 23 июня, а вот второй — аккурат 10 июля. Конечно, какие-то детали постепенно забываются, тускнеют на фоне стремительной современной эпохи. Но все-таки и тогда время было яркое, бурлящее. Судьбоносное — уж точно.

Как раз накануне дня голосования в 1994 году мы с мамой возвращались из деревни. Пропололи огород, выкопали молодую картошку. Ведь в ту пору в буквальном смысле кормились с земли. В магазинах было — шаром покати. А зарплаты — не стоит и вспоминать. Одним словом, отпахали и спокойно стояли на остановке, ждали автобус до Минска. Тут подкатывают какие-то ребята на легковушке и прямо там на дороге начинают агитировать за Зенона Позняка. Что любопытно, говорили на русском языке. Но люди в основном отнекивались, и горе-агитаторы завершили свой неудавшийся митинг призывом: «Голосуйте за кого угодно, только не за Лукашенко». Такой вот черный пиар.

Те выборы отличались упорнейшей борьбой. И совсем недавно Сергей Наумчик поведал в своих воспоминаниях, на какие только уловки ни шла команда Позняка, чтобы не пустить Лукашенко к власти. Готовы были даже сорвать второй тур выборов. Вели об этом переговоры с окружением Кебича, уговаривая того снять кандидатуру, чтобы сделать голосование нелегитимным...

Тогда мы только учились демократии. Шутка ли! Это были всего третьи свободные выборы почти за 70 лет. Впервые на альтернативной основе мы выбирали депутатов союзного уровня в 1989 году. Затем через год так же избирался Верховный Совет еще БССР. Президентские выборы стали кульминацией лихих 90-х. Их очень ждали. А в Парламенте шла дикая борьба. Часть депутатов не хотела дать возможность сформировать сильный институт президентства. Бесконечное соревнование в демагогии и чемпионат тщеславия в Овальном зале казались куда как привлекательнее. А закулисные игры, которые в это время шли, были еще и очень прибыльными. Страну буквально растаскивали по кускам. Дошло до того, что на трассе Москва-Брест уже орудовали полноценные вооруженные банды. В обществе царили уныние и неуверенность. И когда появился сильный и популярный лидер, уже ничто не могло остановить народное волеизъявление.

Когда некоторые политики сетуют, что им мешают или что-то недодают, становится просто смешно. Будто власть сама должна упасть к ногам. Депутату Лукашенко в 1994 году не просто ставили палки в колеса избирательной кампании. Тогдашние власть предержащие фактически хотели его выкорчевать из общественно-политического поля. Не пускали на телевидение, отменяли эфиры на радио. Областные исполкомы запрещали печатать новостную информацию о нем и, мягко говоря, стремились дать чернуху. Всего хватало. Но ничего не помогло. Здесь ведь как. Некоторые всерьез полагают, что демократия — это процедура. А на самом деле нужно читать дословно — народовластие. Когда все решает народ.

Оппоненты 39-летнего депутата Лукашенко верили в силу денег, информационных технологий, закулисных договоренностей, административного ресурса. Одним словом, того, что люди, которым не суждено быть политиками, но которые считают себя таковыми, и называют политикой. А ведь борьба за власть может закончиться победой только при условии, что возникает особая химия, как говорят англичане, между лидером и народом. Это умение зажечь людей, повести за собой. Победа Лукашенко в 1994 году ошеломила его противников.

Вот что писал об утре после выборов тот самый Сергей Наумчик: «Часов в четыре утра я поехал домой, в Уручье. Уже было светло. Город был пуст. Я гнал машину на большой скорости. Впервые было ощущение, что этот город мне — чужой. Проезжал микрорайон Восток, с левой стороны были панельные многоэтажки, было желание как можно быстрее проскочить эти дома, где, как оказалось, живут абсолютно чужие мне люди». Нет вещи более страшной для политика, чем не понять свой народ. А значит, так и остаться непонятым самому.

Что можно посоветовать нынешним оппонентам Александра Лукашенко? Учиться у него. Но вот сумеют ли? Дано ли? Увидим и узнаем 9 августа. Выбор за нами — народом.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter