Воспитанник третьей мировой системы

НА ЭТО предприятие Анатолий НЕСТЕРОВИЧ пришел в мае 1979-го. И насмотрелся за годы работы всякого. Прекрасно помнит, как сельхозтехнику сравнивали с третьей мировой системой после социализма и капитализма; как с размахом строили производственные помещения, а потом еле сводили концы с концами; как воплощался в жизнь всем известный сороковой указ главы государства о совершенствовании управления агропромышленным комплексом; как сельхозпредприятия не могли рассчитаться за оказываемые услуги, и тогда снаряжали гонцов с продукцией местного маслозавода в близлежащие районы, продавали там масло, чтобы наскрести денег на выплату зарплаты и приобрести самое необходимое для восстановления техники.

Анатолий Нестерович – единственный в столичной области руководитель, который в свое время возглавлял еще местную райсельхозтехнику

НА ЭТО предприятие Анатолий НЕСТЕРОВИЧ пришел в мае 1979-го. И насмотрелся за годы работы всякого. Прекрасно помнит, как сельхозтехнику сравнивали с третьей мировой системой после социализма и капитализма; как с размахом строили производственные помещения, а потом еле сводили концы с концами; как воплощался в жизнь всем известный сороковой указ главы государства о совершенствовании управления агропромышленным комплексом; как сельхозпредприятия не могли рассчитаться за оказываемые услуги, и тогда снаряжали гонцов с продукцией местного маслозавода в близлежащие районы, продавали там масло, чтобы наскрести денег на выплату зарплаты и приобрести самое необходимое для восстановления техники.

Теперь, по мнению Анатолия Васильевича, донимают разве что несвоевременные платежи. При этом у людей всегда есть работа, а у предприятия, без которого хозяйствам не обойтись, — своя перспектива. Но самое главное — удалось сохранить коллектив и традиции.

— Что только в свое время мы ни делали, — вспоминает руководитель и в шутку добавляет, — разве что не выпускали самолеты и танки. Помню, как в партийные времена однажды представитель областной сельхозтехники поставил задачу: за ночь сделать крупорушку, чтобы выставить ее на семинаре и показать, как можно обдирать гречку. Сказать, что не сможем выполнить, — значит, подорвать авторитет коллектива, а сделать лишь бы как — нельзя, будет стыдно потом. Собрали вместе всех мастеров, и каждый начал предлагать собственные варианты проекта. В результате общего мозгового штурма сварили остов, сделали приемно-накопительный бункер, поставили наждак, подобрали необходимый зазор, через который проходило зерно. Попробовали установку в работе. На семинаре она тоже показала себя прекрасно. Нас потом даже похвалили за нее.

Сколько таких неожиданных заказов пришлось выполнять специалистам райсельхозтехники и райагросервиса, сегодня уже не сосчитать. Но главное — ни разу не подвели.

И Нестерович привел еще несколько красноречивых примеров.

В свое время для ускоренного выращивания молодняка крупного рогатого скота кто-то предложил добавлять в его рацион поджаренное зерно. Мол, в нем есть микроэлементы, способствующие более быстрому увеличению веса животных. Подчиненным Анатолия Васильевича здесь тоже пришлось проявить смекалку — установили над транспортером специальные нагревательные лампы, рассчитали скорость его движения, собрали, опробовали в работе. Заказчик остался доволен, но в перспективе эта разработка применения не нашла. Однако для предприятия в данном случае важнее было другое — своевременное выполнение поставленной задачи.

Однажды первый секретарь райкома партии вызвал руководителя райсельхозтехники к себе и поинтересовался — смогут ли его умельцы сделать хотя бы одну-две корнерезки. Ответ, конечно же, был положительным. И поначалу такие изделия оказались очень востребованы. Правда, и спрос на них удовлетворили довольно быстро.

Через «Белагропромкомплект» чуть ли не на всю республику в райсельхозтехнике резали фланцы. Еженедельно отправляли по машине, а то и больше. Потом делали воздухопроводы для КХП, птицефабрик, другое оборудование. Так что для сельхозпредприятий и тех, кто выпускал для них оборудование, здесь действительно могли выполнить любой заказ.

Кстати, в райагросервисе опять наладили производство таких же фланцев. Но если тогда их изготавливали в соответствии с доводимым планом, то сегодня такие заказы необходимо искать самому. Не то время. Здесь также выпускают прицепы, могут изготовить арочник.

— Когда приходится восстанавливать АКШ, дисковые бороны, изготавливать прицепы, то всегда просчитываем, что можем сделать сами для удешевления, — приоткрывает некоторые производственные секреты руководитель предприятия, — потому как каждый теперь считает деньги. Раньше баллоны с кислородом возили из Минска. Посчитали — дороговато, из Осиповичей будет дешевле. Теперь доставляем кислород оттуда. Но что интересно? Когда в свое время было много запчастей, в хозяйствах сетовали — их не хватает, а теперь фонды урезаны до минимума, но все равно свою главную задачу — обеспечение сервисного обслуживания сельхозпредприятий — райагросервис выполняет.

Сначала в райсельхозтехнике, а потом — райагросервисе Анатолий Нестерович прошел все ступеньки карьерной лестницы, получил хорошую трудовую закалку. Нарабатывал опыт работы с людьми, познавал особенности устройства и регулировки машин и оборудования, хотя их начинку и работу мастер-наладчик по обслуживанию машинно-тракторного парка теоретически знал хорошо. К тому времени он закончил Марьиногорский сельхозтехникум, а до него — хорошую механизаторскую школу под руководством отца, который часто брал его с собой на работу. Но иногда чувствовал, что полученных в сельхозтехникуме знаний недостает. Поэтому решил поступить в Белорусский институт механизации сельского хозяйства.

Вступительные экзамены выдержал успешно. Учиться было несложно: многое уже знал из практики. Оставалось только больше внимания уделять общественным дисциплинам. И когда на предприятии освободилась должность заместителя директора по машинно-тракторному парку, то остановились на кандидатуре Нестеровича. А через пару лет предложили новую — заместителя управляющего.

Наследство досталось богатое и хлопотное. На то время машинно-тракторный парк сельхозпредприятий состоял в основном из тракторов К-700, Т-150, Т-74, МТЗ-80 и -82, комбайнов СК-5. Плюс прицепное оборудование, кормозаготовительная и уборочная техника. В целом по району набиралось около 350 тракторов, более 170 зерноуборочных комбайнов, все они требовали постоянного ремонта и обслуживания. Потом в райсельхозтехниках начали создавать мехотряды по обработке почвы, заготовке кормов, уборке урожая. А когда получили 17 польских «Бизонов», то ими иногда убирали в районе до 35—40 процентов хлебов. В какой-то мере на жатве это был прорыв. Комбайнеров Стародорожской сельхозтехники приглашали на уборку в северные районы области. Нестерович был только «за» — пусть зарабатывают люди деньги себе и родному предприятию.

Со временем одни виды работ оказались более востребованы, другие начали выполнять сельхозпредприятия. Свои услуги предлагают и конкуренты.

В последнее время к непосредственным обязанностям руководителя, связанным с сервисным обслуживанием хозяйств, прибавилась еще одна — у предприятия появился свой сельхозфилиал. Несколько раз за день приходится бывать там, чтобы поинтересоваться ходом полевых работ, посмотреть, как соблюдается технология, чем кормят животных. Тем более что спрос за производство продукции ничуть не меньше, чем за оказание услуг хозяйствам. Плюс сервисное обслуживание АПК. Но все это для Анатолия Нестеровича — уже стиль жизни, который выработался за время работы в райсельхозтехнике и райагросервисе. Правда, с учетом новых реалий.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter