Воспитание жестокостью

Явная тенденция последнего времени: возмущение по поводу нарушений правил содержания собак и кошек и — уже из другого лагеря — призывы прекратить негуманное обращение с братьями нашими меньшими...

По читательской почте определить темы больные, животрепещущие легко — достаточно сойтись нескольким письмам, авторы которых хотя и живут друг от друга далеко и имеют разный жизненный опыт, но обеспокоены одним и тем же. Явная тенденция последнего времени: возмущение по поводу нарушений правил содержания собак и кошек и — уже из другого лагеря — призывы прекратить негуманное обращение с братьями нашими меньшими.


Разброс мнений


«У меня самого два ротвейлера, — пишет Артур Лисовский из Ружан. — Но дело в том, что некоторые заводят собак, а смотреть за ними не считают нужным». Хозяйские собаки загрызли его кур, не раз нападали как на него самого, так и на его ротвейлера, который, будучи в наморднике и на поводке, не мог дать отпор. Вот другое письмо, от Бориса Слепцова из д. Адаменка в Быховском районе: «Нам, старикам вымирающих деревень, нужен один комфорт — не боясь собак односельчан, пройтись по улице, сходить за покупками». А псы вовсю резвятся у магазина, поджидая своих хозяев...


Можно ли говорить о бездействии властей? «У нас постоянно проводятся работа с владельцами собак, собрания, проверки, рейды, и протоколы составляются, и предупреждения выносятся, — не согласен с такой категоричной постановкой вопроса Леонид Москалевич, председатель Ружанского поссовета. — Бездомных животных, хотя этот метод и трудно назвать гуманным, несколько раз в год отстреливают. К сожалению, во многом проблему провоцируют сами люди. Ведь она сезонная — весна, больше «собачьих свадеб». Собак спускают, они бегают безнадзорные и, бывает, после 2 — 3 месяцев вольной жизни дичают, плодятся». У председателя Новобыховского сельсовета Вячеслава Сидоренко тоже аргументы: «За этот год от Бориса Слепцова уже поступило 6 обращений, в том числе и по поводу содержания собак. Три жителя наказаны, одному вынесено предупреждение, другим выписаны штрафы. Мы регулярно информируем население о содержании домашних животных, а бездомных отстреливаем — в прошлом году, например, делали это 5 раз».


Как бы то ни было, эти примеры ярко иллюстрируют: «собачьи» проблемы накопили некую критическую массу! Кстати, о гуманности. Клавдия Щербакова из Слонима очень обеспокоена судьбой бездомных котов: «Для определенной категории лиц кошачья жизнь не представляет никакой ценности... На приюты, разумеется, нет денег, да и хлопотное это дело. Проще всего и впредь отлавливать. Но чтобы это не выглядело в глазах общественности заурядным массовым истреблением беззащитных животных, гражданам упорно навязывается мнение, будто от бездомных котов — лишь грязь да зараза». Письмо тоже типичное. Зоозащитники регулярно сообщают нам о вопиющих фактах негуманного умерщвления, которое порой происходит на глазах у детей. Ясно, какова бы была их реакция на строки Людмилы Скоробогатко из Колодищей, написанные в сердцах: «Спасибо работникам ЖКХ, отстреливающим собак, которых не могут или не хотят правильно выгуливать хозяева (на поводке, в наморднике), а выгоняют на улицу, где они кусают людей, в том числе и меня». Но ведь и Людмилу Николаевну можно понять: ей пришлось идти на больничный, проходить курс уколов от бешенства, пить антибиотики, неделю провести в больнице. Теперь ее мнение: «Надо рассказывать людям, как содержать собак, в почтовые ящики им правила бросать или на улице расклеивать!» Кто из лагеря зоозащитников или из лагеря пострадавших с этим поспорит?


По замкнутому кругу


«У нас приняты два нормативных акта — «Правила содержания домашних животных», утвержденные Совмином, и «Положение о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных». Но проблема в том, что нет органа, который бы контролировал, как эти акты выполняются, — комментирует непростую ситуацию юрист, специализирующийся на проблемах, связанных с защитой животных, Светлана Харевич. — Например, законодательством установлено, что безнадзорных собак нужно отлавливать, передавать ветеринарам, помещать в специальные пункты, соблюдая при этом принципы гуманности, но мы видим, что отстрелы проходят повсеместно, а никаких пунктов в регионах, не говоря уже о приютах, попросту не существует! Думаю, назрела потребность создать специальную инспекцию, которая бы занималась животными–компаньонами — регистрировала бы их в обязательном порядке, следила за выполнением правил содержания, стерилизацией, изымала бы, если хозяевам они не нужны, контролировала бы деятельность заводчиков, а также выполняла много иных необходимых функций». Ведь сейчас многие хозяева собак принципиально не регистрируют, потому что знают: их деньги пойдут не на благое дело, например, постройку приютов, а на отстрел. Который, как мы видим, абсолютно неэффективен: бродячие животные плодятся быстрее, чем их уничтожают. В деревнях «собачьи свадьбы» — вообще целая проблема. Почему же владельцы не стерилизуют своих питомцев? Конечно, это дорого, но в европейских странах существуют целые госпрограммы, поддерживающие обязательную стерилизацию. Иначе животные размножаются, дичают, их вынуждены отстреливать. Замкнутый круг...


По мнению Светланы Харевич, ответственности для владельцев собак законодательством предусмотрено достаточно. Но опять же, кто контролирует исполнение буквы закона? Скажем, он предписывает владельцам бойцовых пород — ротвейлера, стаффордшира, бультерьера и прочих — проходить специальные курсы, на которых учат обхождению с этими животными. Без соответствующего удостоверения просто нельзя держать такую собаку. Но у кого есть подобные «корочки», кто уполномочен их выдавать, проводить курсы? Неизвестно.


Сейчас контролирующие функции возложены на ЖЭСы, сельсоветы, исполкомы, у которых полно и своей работы. «У нас в стране существует Государственная инспекция по охране животного и растительного мира, которая занимается исключительно дикими животными. Пока мы не создадим аналогичный орган для животных–компаньонов — ничего не изменится», — подытоживает Светлана Харевич.


Возможно, дело сдвинет с мертвой точки новый закон «Об обращении с животными», разработка которого не так давно началась. Уже прошло заседание рабочей группы, в которую, помимо представителей Парламента, Национального центра законодательства и правовых исследований, различных министерств, входят и зоозащитники. Пока отклики столь же неоднозначны, как и письма в почте «СБ». В ближайшее время мы планируем вернуться к этой теме.


Кстати


Стерилизация собаки в государственной клинике обойдется в 150 тысяч рублей, в коммерческой — от 160 тысяч (однако если собака крупная и во время операции потребуются дополнительный наркоз, капельница, шовный и перевязочный материал, цена может вырасти на 10 — 50 тысяч). Стерилизация кошки — 93 тысячи рублей в государственной клинике и 100 тысяч — в коммерческой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter