Откровенно об армии, выходках Си-эн-эн и телеканала Дождь и многом другом

Воспитание по Макарову

Откровенно об армии, выходках Си-эн-эн и телеканала "Дождь" и многом другом

Поводов встретиться с начальником управления информации Министерства обороны Владимиром МАКАРОВЫМ новостные ленты нам дали предостаточно. От неприятных — вроде циничного рейтинга самых уродливых памятников в мире от американского канала Си–эн–эн — до праздничных: недавно военное информационное агентство «ВАЯР», которое курирует Владимир Матвеевич, отпраздновало свой первый, пятилетний, юбилей. А начали мы с самого резонансного.


— Нам звонят читатели–ветераны. Которым больно, что оскорбили не только их, но и память их погибших товарищей. Спрашивают: почему так происходит? Какое имел право канал Си–эн–эн признать монумент в Брестской крепости одним из самых уродливых в мире? Какое имел право российский телеканал «Дождь» в годовщину снятия блокады Ленинграда задать некорректный вопрос о том, стоило ли сдать город, чтобы спасти тысячи жизней? Что происходит вокруг? Перестали чтить нашу Победу?


— Отношение к Великой Отечественной войне как к священной борьбе с фашизмом во все времена было показателем нравственности, совести и чести. В первый же день войны Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий призвал народ к войне против фашизма. Рахманинов давал концерты по всем Соединенным Штатам, а деньги пересылал Сталину. Когда к Деникину обратились эмиссары от власовцев с предложением благословить их армию своим авторитетом борьбы с большевизмом, он в гневе выставил их прочь. Сегодня же память о Победе, о Великой Отечественной остается той единственной силой, которая еще объединяет всех людей доброй воли. Но в США выросли целые поколения, которые искренне убеждены, что СССР воевал на стороне Германии. Поэтому американцам периодически следует напоминать, что молиться им надо на СССР, Красную Армию, на белорусский народ, принесший на алтарь победы самую жертвенную долю. Иначе трагедия 11 сентября 2001 года для американцев наступила бы уже в 1945 — 1946–м. Тем более что гитлеровцы 70 лет назад вывели ракеты «Фау–2» практически в космос и приступили к испытанию трехступенчатой трансатлантической ракеты А–9, а в 1945–м должны были создать атомное оружие... Тот факт, что в Беларуси и России реакция общественности на демарши телеканалов «Дождь» и Си–эн–эн вполне адекватна, лишь доказывает, что в наших странах не забыты высокие смыслы. Не случайно под мощным давлением общественности Си–эн–эн удалил резонансный материал из интернета. Тем не менее и в нашей стране некая «независимая» (от совести) газета разместила хамскую статью «Мемарыял «Мужнасць» i «раззлаваныя беларусы». Так что сражение за Победу продолжается.


— Еще одна новость, о которой много писали СМИ, — это побег рядового одной из элитных частей. Как такое случилось? Многие ведь сами просятся в спецназ. Может, в данном случае сказалось, что самооценка у парня была завышена? Солдат к школе жизни оказался не готов, а романтика закончилась с первым приказом командира отдать планшет...


— Случай нетипичный. Вселенский скандал, учиненный опять же «независимыми» интернет–ресурсами, оказался связан с обыкновенной самовольной отлучкой... Кстати, этот молодой человек физически как раз вполне готов к службе. Но выяснилось, что самое его любимое занятие — виртуальный мир, планшет, с которым он никогда не расставался. Даже в увольнениях. Понятно, что пользоваться личными средствами связи при несении службы в наряде по определению не положено. И здесь наши Вооруженные Силы не являются каким–то исключением — в армиях иных стран нормативные акты куда более строгие в этом отношении. Но может ли выявление факта нарушения дисциплины — пользование планшетом — у военнослужащего в наряде явиться поводом для самовольного оставления части, за которое предусмотрено вполне реальное, а не виртуальное наказание? Может, если реальный мир в сознании молодого человека искажен виртуальной игрой. Но не пытайтесь сделать вывод о том, что самовольщик психически нездоров. Здоров абсолютно. Дело гораздо сложнее. Мы имеем дело с инфантилизмом молодого человека, помноженным на еще больший инфантилизм псевдожурналистов от маргинальных интернет–ресурсов. Как результат истерика в интернете с комментариями, которые как раз свидетельствуют о том, что попытки «дебилизации» людей не проходят бесследно. К счастью, подобные истории — все же исключение из правил. Что же касается инфантилизма отдельных юношей, не готовых выполнять долг и священную обязанность по защите Отечества, то такие примеры есть. Здесь вспоминается телепередача ОНТ, когда на вопрос, заданный девушке — курсанту нашей Военной академии по поводу выбора военной специальности, она отвечала: «Когда я вижу юношей с длинными волосами, пирсингами и кольцами в ушах (и не только), не могу отделаться от мысли, что кто–то же должен защищать Родину!»


— Вообще, чтобы стать защитником Отечества, мало научиться военному делу, мало уметь держать в руках автомат. Должны быть идеалы. Как воспитать настоящего солдата и гражданина своей страны? Что такое сегодня идеологическая работа в войсках?


— Сразу следует оговориться. У нас отличная молодежь. Абсолютно неверно считать, что якобы трансформации конца ХХ столетия привели к необратимым процессам в сознании поколения. Но чтобы работать с современной молодежью, надо знать, что такое автомат Калашникова, что такое интернет и что такое метафизика социальных процессов. Она в данном случае — это то, что выше телесного, физического, что как раз и составляет собственно идеологическую практику. И здесь мы подходим к главной проблеме, которая заключается не в молодежи, а в «воспитании воспитателей», учитывая, что человек формируется всем укладом жизни, семьей, школой, социальным окружением. Что касается армии, то система идеологической работы там выстроена на строго научной основе и показывает свою эффективность. Кстати, часто спрашивают, сможет ли современная молодежь защищать Родину, как 70 лет назад советские люди? Сможет! Если у военного человека нет уверенности в этом, то его на пушечный выстрел не следует допускать к системе военной безопасности...


— Но ведь военное дело может, наоборот, обернуться против своего государства и народа. Это мы видим на примере Украины. Возможно ли подобное у нас?


— Те, кто провоцирует уличные беспорядки, кто пытается дестабилизировать обстановку, если и получили соответствующее «военное» образование — по методикам Джина Шарпа и иных теоретиков государственных переворотов, то, разумеется, не в армии собственной страны. Может ли у нас произойти нечто подобное? Ответ: не произойдет! В моей статье «Революция Александра Лукашенко — прорыв в будущее», опубликованной в журнале «Беларуская думка» в 2011 году, показано, что называющие себя «демократическими» силы, призывающие людей «на площадь», не имеют никакого отношения к настоящему либерализму или демократии. Они антинациональны, антилиберальны и антидемократичны по своей сути, так как выросли из антисоветской тоталитарной секты, отрицающей все принципы либерализма, в том числе объективные доказательства и безусловное уважение к большинству. На протяжении почти 20 лет со стороны подобных сил идет яростное сопротивление развитию нашего государства. Но никаких «цветных революций» здесь не произойдет. Революция совершена 20 лет назад, в 1994 году, причем мирным путем. В данном случае критерием революции является не просто взятие власти, а рывок и развитие. А дальше идет уже борьба против контрреволюции, которая рядится в красивые цвета «оранжевых» переворотов. Что же касается технологий «цветных революций», то дело это очень опасное, а для самих устроителей явно неблагодарное. Как там у Игоря Талькова:


«Господа демократы, вы знали примеры,

Когда ваши коллеги развязали террор,

Истребили цвет нации мечом Робеспьера...»


Кстати, в книге французских историков «Революционный невроз» приведены документальные свидетельства случая, когда толпа озверевших бунтовщиков, растерзав тело ненавистного царедворца, съела его куски. А теперь посмотрите на авторов призывов к «сетевым революциям» — ведь именно они в роли вожака пытались вести стадо жертвенных баранов на бойню... В Беларуси любые подобные попытки переворотов будут сорваны. Кстати, во многом потому, что политические технологии амбивалентны. Предупрежден — значит, вооружен.


— О чем–то подобном, знаю, вы пишете и в своей книге. От коллег услышал, что нынче она готовится к печати...


— Эта идея появилась в студии военных писателей, которая функционирует уже 10 лет. В книгу «Выбор белорусского народа — прорыв в будущее» вошли работы, опубликованные в 2003 — 2013 годах в периодических изданиях, в том числе в научных журналах. В частности, раскрываются технологии политической дестабилизации, применяемые в ходе так называемых цветных революций, являющихся по существу государственными переворотами эпохи постмодерна. Показана несостоятельность попыток применения подобных технологий против Беларуси. Значительное внимание уделяется осмыслению сущности современной войны, роли и значению противоборства в сфере смыслов в современных условиях.


— Ваши публикации мы, журналисты, часто замечаем и в средствах массовой информации. Многие знают: если кто–то поставил под сомнение честь белорусских Вооруженных Сил, Владимир Макаров будет до последнего, порой достаточно жестко отстаивать их репутацию. Должность пресс–секретаря обязывает или, как говорится, «за державу обидно»?


— Начнем с того, что обидеть державу, белорусский народ, никому не удастся по определению. Хотя такие попытки предпринимаются периодически. На каждый недружественный акт найдется вполне адекватный ответ. Другой вопрос, что, например, нельзя проходить мимо явных антинародных деяний со стороны таких одиозных личностей, как Суздальцев. Есть такой «политический хулиган». Если на телеканалах государств ближнего зарубежья появляются его инсинуации по поводу того, что наша страна «экспортирует радиоактивно зараженную продукцию», то отвечать следует жестко и конкретно, начиная с показа того, что Суздальцев не является специалистом по Беларуси. Он специалист совсем в другой области — международного коммунистического движения, защитил диссертацию по теме «Разработка Коммунистической партией США путей развития профсоюзного движения в 60 – 80–е годы». А раз так, то я не мог отказать себе в удовольствии (как кандидат педагогических наук) попытаться перевоспитать г–на Суздальцева, используя все доступные методы, начиная от «метода взрыва» — доведения до абсурда негативного поведения. Тем более что сам Суздальцев стал настоящим среднестатистическим американцем вроде экс–губернатора Аляски, которая призвала бомбить мусульман из — вдумайтесь! — Чехии за теракт в Бостоне...


— Наша редакция недавно получила ваш отклик на проблему, поднятую нашим автором Иваном Сюльжиным. Суть ее, напомню, такова. Зачастую знания призванного защищать Родину специалиста с высшим образованием используются далеко не полностью. А по своему функционалу он ничем не отличается от восемнадцатилетнего выпускника школы. Хотя квалифицированные специалисты армии действительно нужны. В некотором роде пример выхода из ситуации показывает Россия: прошлым летом министр обороны Сергей Шойгу объявил о создании специальных научных рот, в которые, по его словам, уже наблюдается конкурс на уровне лучших университетов. А планируется ли что–то подобное у нас?


— Для обеспечения национальной безопасности страны, несомненно, каждый специалист с высшим образованием особо важен, а хорошие специалисты в области безопасности информационной — буквально на вес золота. Но не все так просто. Когда пришлось укомплектовывать первые формирования, предназначенные для противоборства в киберпространстве (о которых было заявлено еще два года назад), оказалось, что молодых людей, удовлетворяющих таким высоким требованиям, совсем не много... Конечно, меня порадовало, что парень решил высказаться по этой непростой теме. Размышляет! Это же здорово! Но есть и дискуссионные моменты, с которыми нельзя согласиться. Например, он искренне считает, что армия за деньги налогоплательщиков пытается привить молодому специалисту с высшим образованием отчасти уже обретенные, а отчасти и прямо противоположные качества. Как будто армии не нужны люди, способные мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, проявлять лидерские качества... Вот здесь автор явно ошибается. Недавно командующий ВВС и войсками ПВО с гордостью рассказывал на встрече с руководителями СМИ, как в ходе учения «Запад–2013» наш военнослужащий срочной военной службы одного из формирований ПВО докладывал об особенностях функционирования РЛС и как высокопоставленные должностные лица ВВС России сначала не поверили, что перед ними солдат, ибо разговор шел на языке конструкторов сложнейших технических систем. При этом — подчеркиваю — нельзя самоуспокаиваться. Некоторое скептическое отношение к воинской службе со стороны отдельных молодых людей, получивших самое современное образование, показывает, что в подготовке граждан к защите Отечества есть ряд серьезных проблем. И обусловлены они, повторюсь, трансформацией ценностной сферы сознания не молодежи, а многих из тех, кто претендует на роль элиты. Скажем, у нас есть и такие «ученые», которые предлагают ни много ни мало освободить мужчину–педагога от прохождения воинской службы вообще. Но зачем такой учитель? Пусть уж лучше будет женщина, которая, несомненно, принесет в тысячу раз больше пользы для Отечества, чем сознающий собственную ущербность «педагог». Кстати, публикацией в «Советской Белоруссии» статьи Ивана Сюльжина невольно поднята еще одна важная тема — отношения к воинской обязанности именно элиты, управленческого аппарата. Если управленец ничего не смыслит в военном деле, не желает обладать военно–учетной специальностью, то последствия такой деятельности вполне предсказуемы... К счастью, не такие «педагоги» определяют большую политику в нашей стране. Например, Александр Михайлович Радьков в юности прошел срочную военную службу в 310–м артиллерийском полку 120–й дивизии и гордится этим. Ныне Александр Михайлович — государственный и общественный деятель, ученый, доктор наук...


— И напоследок. Недавно Сергей Шойгу заявил о том, что Россия планирует создание своего военного информационного агентства. Нашему «ВАЯРу» между тем на днях исполнилось пять лет. Перенимают опыт?


— Военное информационное агентство — это реализация на практике решений, обусловленных самой логикой и мировыми тенденциями развития систем коммуникации. Что касается опыта, то это абсолютно реальный факт — белорусским опытом идеологической работы активно интересуются в государствах ближнего и дальнего зарубежья. Кстати, агентством реализован ряд интересных молодежных проектов, получивших позитивный общественный резонанс, например, «Блоггеры в армии». Кто сегодня «герои нашего времени»? Для американизированных почитателей телеканала «Дождь» — это, несомненно, участники «шоу» со звездами на неких «необитаемых» островах в лучшем случае. Для нас же герои — это те, кто сегодня несет воинскую службу. Это те, кто в инженерных войсках ежегодно разминирует тысячи взрывоопасных предметов — для них Великая Отечественная продолжается. Герои — это те, кто управляет сложнейшими системами оружия, это тот же солдат срочной службы, который в ходе учения докладывал о функционировании РЛС... Герои — это те, кто служит в армейском спецназе, в силах специальных операций, они владеют всеми видами оружия, они совершают прыжки с парашютами, они защищают Родину... И то, что к этому ратному труду настоящих героев прикоснулись блоггеры, пройдя не виртуальную, а реальную подготовку, пусть ограниченную одной неделей и многими условностями, заслуживает уважения.


Советская Белоруссия №35 (24418). Суббота, 22 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter