Восьмидесятый элемент

По данным МВД, в 2004 году установлено 9 фактов, связанных с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ, в 2005 — 11
По данным МВД, в 2004 году установлено 9 фактов, связанных с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ, в 2005 — 11.

«Жертвами чудовищного теракта едва не стали 20 тысяч москвичей!» — шокирующие подробности инцидента в свое время растиражировали практически все российские СМИ. Именно такое количество человек могло пострадать, если бы чеченский боевик Сергей Крымгерей осуществил свой план: грохнул оземь емкость с 8 килограммами ртути в метро или супермаркете. К счастью, правоохранительные органы сработали на опережение. У нас, слава Богу, с подобными «миссиями» еще никто не объявлялся. Но вот людей, беспечно хранящих этот опасный восьмидесятый элемент таблицы Менделеева в кладовых, гаражах, на балконах и не подозревающих, что рядом — бомба замедленного действия, хватает. Более того, жидкий металл все чаще становится предметом купли–продажи.

Яд в «серебре»

Слухи о том, что четверо жителей Крупок ищут покупателя на ртуть, очень скоро расползлись по всему району. Предпринимательская жилка у молодых людей проклюнулась не по годам рано: двоим из них не было и восемнадцати. Как раз одному из начинающих «предпринимателей» и пришла в голову «гениальная» мысль «толкнуть» заржавевшую колбу с 17 килограммами «жидкого серебра», якобы отданную за ненадобностью кем–то из соседей. Идея выйти на рынок с «коммерческим предложением», понятное дело, родилась не на пустом месте. В том же Интернете пруд пруди баек о баснословных ценах и бешеном спросе на ртуть. «Коммерсанты» намеревались сбыть содержимое поросшей мхом емкости ни много ни мало за 10 тысяч евро.

В конечном итоге старания оказались тщетными. «В нашей промышленности ртуть практически не используется, — рассказал о бесперспективности подобных «проектов» следователь управления КГБ по Минску и Минской области Андрей Дорошевич. — Да и в других странах постепенно отказываются от технологий, связанных с применением ртути, — из соображений экологической безопасности». Интерес жидкий «товар» вызвал только у оперативных сотрудников управления. Двое продавцов были задержаны с поличным в результате оперативного эксперимента — в момент сбыта ядовитого «серебра». Вычислить остальных, как говорится, стало делом техники. Рискованное предприятие закончилось для молодчиков плачевно: все четверо осуждены к различным срокам лишения свободы.

Бытовые террористы

Примечательно: не успел пройти суд над несостоявшимися предпринимателями из Крупок, как в управление КГБ по Минску и Минской области поступил новый тревожный сигнал. Очередная молодежная компания озадачилась вопросом, как бы повыгоднее пристроить энное количество жидкого металла. Подробности инцидента сейчас расследуются.

Незадолго до этих двух происшествий аналогичную «коммерческую» комбинацию рассекретили сотрудники Витебского управления КГБ. Трое приятелей практически открыто выставили на продажу 2 килограмма ртути за 2 тысячи долларов. Объясняться по поводу незаконной «предпринимательской» деятельности в конечном итоге им тоже пришлось в суде...

Возникает вопрос: если в Беларуси нет ртутных производств, откуда у соотечественников столь внушительные запасы опасного вещества? Вернемся лет на 15 назад. Основные «поставки», как выяснили компетентные органы, российской металлической ртути в Беларусь приходятся как раз на начало 90–х. В те смутные времена «несунам» было раздолье. Тащили с охваченных постперестроечной лихорадкой предприятий все, что плохо лежало. Многочисленные «челноки» пытались вывезти украденное «жидкое серебро» транзитом через Беларусь на Запад. Однако со временем порядок на рубежах был восстановлен. Усилился таможенный и пограничный контроль, и хаотичному перемещению всякого рода контрабанды был положен конец. «Коробейники», прослышав о препонах, иметь дело с таможней не рисковали и сбывали ядовитый товар белорусам по дешевке. В результате изрядное количество ртути осело в жилищах запасливых граждан.

Остановите

«часовой механизм»

Выпущенная на волю ртуть подобна джинну из бутылки, недаром «жидкое серебро» причисляется к 1–му классу опасности. Очень небольшое количество этого металла увеличивает предельно допустимую концентрацию ядовитых паров в воздухе во много раз. И хотя острое отравление парами ртути — довольно редкий случай, расслабляться не стоит. Даже маленькие частички подвижного вещества, если их не нейтрализовать специальным способом, способны годами отравлять атмосферу. Вредные пары имеют свойство накапливаться в организме человека. Шалит сердце, атакуют мигрени, скачет давление? А может, ваша квартира начинена ртутными парами, «часовой механизм» запущен, а вы и думать забыли о покрывшейся пылью емкости с источником проблем?

В то же время объявлений по приему ртути у населения в газетах не встретишь и месячников по ее добровольной сдаче не объявляют. Так как же законным путем избавиться от бомбы замедленного действия? В службе 01, куда я обратилась за советом, мне ответили, что принимают «жидкий металл» от граждан районные подразделения по чрезвычайным ситуациям. Правда, о транспортировке емкости с ядовитым содержимым, если она цела и невредима, ее хозяину придется побеспокоиться самому. Вызов аварийно–спасательного автомобиля — дорогое удовольствие, которое выливается в среднем в 100 тысяч рублей. Оправданы такие траты только в случае ЧС. С другой стороны, путешествие с «бомбой» в руках — дело рискованное. Чем черт не шутит, возьмет и выскользнет из рук ноша в автобусе или на улице. Вот вам и чрезвычайная ситуация. Возможно, механизм доставки домашних запасов ртути стоит продумать более тщательно?

P.S. В момент сбыта более 120 килограммов ртути на сумму около 46 тысяч долларов на днях в Борисове были задержаны начальник охраны одного из предприятий, инкассатор и сторож Борисовского учебного полигона электросетей. Во время проведения обысков у одного из задержанных по месту жительства обнаружены 2 пистолета, ружье, более 200 патронов для автоматов и винтовок, свыше 700 различных холостых патронов, оболочка гранаты Ф–1.

Компетентный комментарий

— На сегодняшний день контроль за перемещением ртутьсодержащих производственных отходов у нас в стране довольно строгий, — поделился информацией главный специалист специализированной инспекции государственного контроля за обращением с отходами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Бас. — В основном речь идет о приборах, в производстве которых использовалась ртуть или ее пары, — люминесцентных лампах, термометрах, тонометрах и т.д. Предприятие не вправе выбросить отработанный прибор с ртутью на свалку. Размеры штрафов за нарушение порядка обращения с опасными отходами весьма внушительны, а наши инспектора четко следят за его соблюдением. Лицензии Минприроды на «обезвреживание» таких отходов выданы 4 предприятиям. Никто иной доступа к вторичной (использованной в производстве) ртути не имеет. К сожалению, с ядовитым «серебром», находящимся в «частной собственности» у граждан, дело обстоит иначе, и это не может не беспокоить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter