Восьмерка. Женщина. Весна

Почему зародившийся на “диком Западе” Международный женский день не только прижился в СССР, но и сегодня популярен у всех поколений?

Почему зародившийся на “диком Западе” Международный женский день не только прижился в СССР, но и сегодня популярен у всех поколений?

Растущая экономическая и геополитическая мощь самой густонаселенной страны мира поневоле распространяет на всю планету не только товары, но и многие традиции древнего Китая. И среди них — особое отношение к цифре 8. Дело в том, что она произносится почти так же, как слово “фа”, которое на одном из официальных китайских диалектов означает процветание, богатство, успех и высокий социальный статус. Не зря Олимпийские игры в Пекине официально открылись именно в восемь часов и восемь минут 8 августа 2008 года. Впрочем, на постсоветском пространстве трепетное отношение к восьмерке — по крайней мере, в марте — сохраняется и без китайского влияния. Как прекрасный повод обратить внимание на прекрасную половину человечества.

 С какими лозунгами отмечали 8 Марта?

1917 — “Хлеба и мира!”
1922 — “Долой кухонное рабство!”
1925 — “Долой стыд!”
1975 — “Слава советским женщинам — активным строителям коммунизма!”

 В борьбе обрела ОНА право свое

Невероятно, но, несмотря на внешнюю невинность замечательного праздника, рождение праздника 8 Марта было одним из самых политизированных в истории всех красных дат планеты. Сначала в 1857 году в этот день в Нью-Йорке работницы швейных и обувных фабрик вышли на манифестацию, требуя десятичасовой рабочий день и равную с мужчинами зарплату (работали в ту пору американские леди по 16 часов в сутки, получая за это гроши). Позже, в 1910-м, в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня. Который уже год спустя отмечали в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии — правда, делали это 19 марта. А в 1913-м праздничные ряды пополнила Российская империя, официально обозначившая этот почин как “научное утро по женскому вопросу”.

Но понять женщину наука бессильна. Что, впрочем, и замечательно: не лучше ли просто любить? С первых лет советской власти правительство рекомендовало мужчинам дарить 8 марта своим женам подарки, а в 1965-м правительственный подарок ожидал вообще каждого советского гражданина: 8 марта было объявлено официальным выходным днем. В наши дни этот праздник отмечается, помимо Беларуси, в Болгарии, Италии, Китае, Польше, Румынии и почти во всех постсоветских странах. Попытки некоторых из них отменить этот “пережиток прошлого” не увенчались успехом, лишь Эстония игнорирует праздник. А жаль: как гласил плакат из “Белого солнца пустыни”, “долой предрассудки, женщина — она тоже человек!”.

Духи времени

Надо признать, что в Советском Союзе это вполне удалось: на место старых предрассудков пришли новые замечательные традиции. Помните: “А я тебе духи купил... марки “Москва”. Неуклюжий подарок киношного сантехника Афони (называемый в реальности “Красная Москва”) постигла та же судьба, что и не менее “душистый” одеколон “Русский лес” в известном анекдоте времен антиалкогольной кампании (“Почему без этикетки? Это вам все равно, а мне на стол ставить!”). И все же именно парфюмерия и косметика были в СССР одними из самых эффектных и приятных подарков, хотя и сейчас возможность духи недорого купить означает хороший подарок.

Хотя бы потому, что купить что-то толковое было довольно сложно, особенно в провинции. Модницам же Минска в семидесятые годы был хорошо известен парфюмерный магазин между ЦУМом и улицей Козлова, где продавали настоящие французские духи. Вот только отдать 40 рублей за 50-миллилитровый флакончик “Шанель 5”, “Клима”, “Вандербильд”, “Сикким”, “Маджи” или “Фиджи” было не каждому по карману. В восьмидесятые тот же флакон стоил уже 70—80 рублей, что делало его приобретение в подарок любимой женщине сродни настоящему мужскому подвигу. Однако, выражаясь современным языком, это было весьма удачное капиталовложение: тонкий французский аромат хорошо подтачивал женскую недоступность.

В конце восьмидесятых проблема дороговизны импортной парфюмерии и косметики сменилась проблемой ее (и не только ее) жесткого дефицита. Автор этих строк хорошо помнит многочасовую очередь, в преддверии 8 Марта огибавшую один из магазинов за польской трехрублевой косметикой, и обилие цыганок, продававших на следующий день те же тени для век по 25 рублей. Впрочем, жизнь на месте не стоит: десять лет спустя эти тени, дешевые и мало кому нужные, лежали практически в любом белорусском “комке”, утратив имидж желанного подарка.

Однако оставить заметный след в советской истории “фарца” все же успела. Как и “вывести в свет” немало известных сегодня людей: олигархов, неугомонного строителя пираМММид Сергея Мавроди, барда Юрия Лозу. По свидетельству родившегося в Беларуси известного исследователя современной истории Николая Зеньковича, даже будущий миллиардер Борис Березовский попался в 1981 году на спекуляциях постельным бельем и сирийскими покрывалами.

 Историческое открытие

А если женщина живет далеко? Совет на этот случай “Песняры” напевно растиражировали на весь Советский Союз: “Письма, письма лично на почту ношу”. И не только письма. Много ли есть в Беларуси семей, не хранящих в качестве семейных реликвий поздравительные открытки прошлых лет от любимых и близких людей, которых уже, бывает, и нет рядом с нами? Приобретающая оттого вдвойне большую значимость цветная карточка и сама по себе представляла особую ценность, потому что несла на себе множество заметных и не очень элементов, по которым сегодня можно проследить дыхание той эпохи.

Взгляните на новогодние открытки начала шестидесятых — в нарядном хороводе у елки обязательно присутствуют космонавты и царица полей кукуруза. А на зеленых ветвях среди фонариков поблескивают спутники. Аналогичная ситуация прослеживалась и на открытках к 8 Марта: здесь и женщины в космических скафандрах, и представительницы различных рас — эти открытки особо популярны были в период проведения Всемирных фестивалей молодежи и студентов в 1957 и 1985 годах. А про олимпийского Мишку, уже с конца семидесятых вручавшего милым дамам традиционные желтые мимозы, и говорить не стоит.

 Восьмое марта “Семи Симеонов”

Увы, ровно четверть века назад Международный женский день в СССР оказался не просто не радостным, а очень даже трагическим. Хотя первую скрипку в этом сыграла опять-таки женщина. 8 марта 1988 года многодетная семья Овечкиных из Иркутска, являвшаяся широко известным в Сибири семейным джазовым ансамблем “Семь Симеонов”, предприняла попытку угона в Лондон самолета Ту-154, летевшего рейсом Иркутск—Курган—Ленинград.

Учитывая серьезность намерений вооруженных террористов, советские власти дали “добро” на вылет самолета из СССР. Но остатки топлива не позволяли лайнеру дотянуть не только до Великобритании, но и до любой из скандинавских стран. Ленинград же или альтернативный Таллин террористы вполне могли узнать с высоты. Решение о посадке на визуально “неопределенном” военном аэродроме Вещево в Ленинградской области оказалось тактически верным, но бездарно организованный (как отмечают практически все эксперты) захват самолета свел все хитрости на нет. Итог этой драмы — гибель стюардессы, ранение многих пассажиров и смерть половины террористов и их матери-предводительницы, перестрелявших самих себя.

Сегодня выжившие и уже отсидевшие свое Овечкины сторонятся журналистов и пытаются судиться с авторами снятого по мотивам их “подвига” фильма “Мама”. Хотя — вот ирония судьбы! — если бы угон самолета в Лондон оказался удачным, по британским законам террористам грозил бы... пожизненный срок. Впрочем, пожизненное бремя содеянного этой семьей выжившие “Симеоны”, нашедшие себе приют в шахтерском городе Черемхово, что в 170 километрах от Иркутска, несут по сей день. “Теперь 8 марта для нас не праздник, а день траура”, — призналась уже в наши дни Людмила, единственная из одиннадцати детей Овечкиных, не участвовавшая в захвате самолета. Но вынужденная разделить фамильное проклятие с теми, кто оборвал свои и не только жизни в замечательный праздничный весенний день...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter