Вошь изворотлива, как вирус

Лет сто назад педикулеза боялись не меньше холеры. Ведь вошь является биологическим переносчиком сыпного тифа

Стой, кто ползет?


Оказывается, на случай вспышек особо опасных инфекций в Минске есть специально оборудованный комплекс, предназначенный, говоря официальным языком, «для массовой полной санитарной обработки людей и дезинфекции одежды». Иными словами, если завтра — чума, то здесь сделают все, чтобы не дать заразе ни единого шанса. Этот блок законсервирован на неопределенное время. А в соседнем блоке работа кипит каждый вторник и каждую среду, когда на санобработку выстраивается вереница специфических, без определенного места жительства, персонажей с педикулезом — банальным наличием вшей. «Банальным» — уместное слово: риск подцепить маленькую бестию, говорят эпидемиологи, у любого из нас ежедневный и ежечасный.


Лет сто назад педикулеза боялись не меньше холеры. Ведь вошь является биологическим переносчиком сыпного тифа — бича военных лихолетий. Сейчас опасность заражения ничтожна: в развитых странах инфекция давным–давно не регистрируется. Так что страшиться педикулеза бессмысленно, стыдиться — тоже. «Мы всегда говорим: стыдиться надо совсем другого — если в квартире антисанитария, если месяцами не обращаетесь за помощью!» — подчеркивают эпидемиологи Минского центра дезинфекции и стерилизации. А то ведь как бывает: мамы приводят детей, с волос которых все сотрудники центра часами снимают яйца вшей, гнид. Месяца два–три нужно, чтобы твари так расплодились! Увы и ах: несмотря на изобретение велосипеда и запуск кораблей в космическое пространство, насекомые испокон веков «прицепом» сопровождают человечество. Их наличие — показатель существования жизни на земле, с которым другим показателям приходится бороться. Короче, вошь была, есть и будет. Ее трудно истребить, она живуча, как таракан, и изменчива, как вирус гриппа. Приспособилась даже к канцерогену карбофосу, который относится к первому классу особо опасных веществ. Сегодня для обработки используют другие инсектициды, перметрины, однако кое–где в мире специалисты уже качают головой: привыкают, паразиты!


Так стоит ли удивляться, что педикулез поражает ежегодно 6 — 12 млн. американцев, а в России без обиняков предупреждают население: в зоне риска — каждый десятый ребенок?! В Минске ситуация стабилизировалась только три последних года, когда эпидемиологи усиленно взялись за школы, а органы правопорядка — за бомжей. И если раньше учащиеся составляли почти треть заболевших, то в нынешнем году — пока 22,4 процента. Педикулез в любом случае — проблема взрослая: тот недосмотрел за чадом, тот проморгал, а этот и вовсе стал рассадником инфекции. Случается, потянув за одну ниточку, эпидемиолог невольно распутывает целый клубок. Хотел, например, разобраться, почему 10–летняя девочка принесла заразу в школьный лагерь, а обнаруживается, что у нее в семье просто беда: папа в — тюрьме, мама — пьет, судьба пятерых детей повисла на волоске. В 7 случаях из 10 пациент Центра дезинфекции и стерилизации вписывается в характеристику: не работает, злоупотребляет алкоголем, живет в квартире с репутацией притона. Допустим, платяной, самый опасный, вид педикулеза в прошлом году выявили у трех сотен минчан. Выявили, пролечили. И они пошли восвояси: кто — в «нехорошую квартиру», кто — на свое «лежбище». А значит, вскоре вновь потянутся в центр. И так без конца. Кроме того, за пределами официальной статистики ежегодно остаются заезжие гости, которые откуда только ни прибывают к нам и в каком только непрезентабельном виде ни попадают в санпропускник. За скобками остаются и другие — те, кто справился с педикулезом дома, собственными силами и средствами...


Так стоит ли стесняться, если подцепить вошь может абсолютно любой человек, хотя бы раз проехавший в поезде или посетивший баню? Любой ребенок, поигравший в компании друзей из неблагополучной семьи? Любой взрослый, присевший на скамейку, на которой вчера переночевал бомж? Случалось даже, что «нелегальных мигрантов» привозили на себе из–за границы воспитанники детских домов, которых перед отъездом проверяли в три глаза — воспитатель, педиатр и эпидемиолог... В школе больной вопрос — гардеробы, маты в спортивных залах. А шапочки, расчески, полотенца, которыми дети бесхитростно обмениваются? Хотя вошь не летает и не прыгает, а всего лишь ползает, пути ее по–прежнему неисповедимы. Пожалуй, только сотрудники Центра дезинфекции и стерилизации на все сто готовы к встрече с ней, потому что ежедневно принимают строжайшие меры предосторожности. Во всяком случае, как минимум последние 40 лет от педикулеза здесь лечили других, но сами никогда не лечились...


Вот паразит!


 Если ребенок жалуется на зуд и постоянно чешет голову — тщательно осмотрите его волосы. Маленькие серые насекомые (или красные, если они напились крови) в корнях — это вши, беловатые точки на волосах — их яйца. Обратите внимание также, нет ли на волосистой части головы, коже туловища или в области бровей и ресниц расчесов, огрубения кожи.


 Медсестра в школе должна осматривать детей на предмет педикулеза 4 раза в год — после каникул, ежемесячно выборочно и за 15 дней до окончания учебного года. А забота родителей — самостоятельно проверять ребенка КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ, в банный день.


Кстати


Если вы по каким–то причинам не хотите или не можете справиться с педикулезом самостоятельно, то вам всегда помогут в Минском городском центре дезинфекции и стерилизации (ул. П.Бровки, 11, тел. 232–04–92).


Справка «СБ»


Различают 3 вида вшей. Платяная вошь откладывает яйца в складках, воротниках, поясах одежды, в запущенных случаях может встречаться на постели, мебели, даже на полу. Головная — живет на волосистой части головы, яйца откладывает у самого корня волос (поэтому–то бороться с ней при помощи короткой стрижки не имеет смысла: если стричься, то только наголо!). Лобковая вошь паразитирует на коже лобка, ресницах, бровях (особенно у дошколят).


Начинаем и выигрываем


Педикулез, говорят эпидемиологи, — это проблема одного дня. Вот как надо действовать в домашней обстановке:


 Если обнаружена платяная вошь, нательное и постельное белье надо замочить на несколько часов в теплой воде, а потом прокипятить в 2–процентном растворе кальцинированной соды или любого моющего средства в течение 20 минут. Зарубите себе на носу: стирка без кипячения не истребляет яйца! То, что нельзя прокипятить, следует проутюжить горячим утюгом через влажную ткань.


 Средства от головной вши — препараты пара–плюс в аэрозольной упаковке, ниттифор и перметрин. Ошибка — использовать их в качестве шампуня. Нет, средство нужно тщательно втереть ватным или марлевым тампоном в корни волос, выждать указанное в инструкции время, покрыв голову косынкой. Затем вымыть голову горячей водой с мылом или шампунем, прополоскать раствором 9–процентного столового уксуса, чтобы снимать яйца было легче, и вычесать частым гребнем несколько раз. Помните: снимают гниды только вручную! Если ребенок старше пяти лет, можно использовать мыльно–керосиновую эмульсию (на 80 мл горячей воды 10 г хозяйственного мыла и две трети столовой ложки керосина). Подождите полчаса, потом волосы вымойте и прополощите раствором 5 — 9–процентного уксуса.


 Проверьте всех членов семьи. Если педикулез добрался и до них, начинайте лечение в один день.


 Внимание! Химический способ противопоказан детям с бронхиальной астмой, экземой, дерматитом, аллергией, почечной недостаточностью, а также малышам младше 5 лет. Для них годится только механический способ — стрижка «под Котовского».


 Если поражены ресницы и брови, то ребенка нужно отвезти в офтальмологическое отделение детской больницы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter