Минск
+6 oC
USD: 2.04
EUR: 2.26

Театр «Золотые ворота» показал в Минске спектакль «Папа, ты меня любил?»

Ворота в лучшую жизнь

Кто на воротах? Вопрос скорее из спортивной лексики. Вижу, как довольно потирают руки мои почитатели, решив, что и в мою башню из слоновой кости постучался своей золотой тростью подтянутый и аккуратный дядюшка Альцгеймер. Не тут–то было, друзья мои. Мы еще покувыркаемся. А чтобы не наводить тень на плетень, уточним, что речь идет о «Золотых воротах». Есть такой славный театр в граде Киеве. И руководит им молодой режиссер, заслуженный артист Украины, директор — художественный руководитель Стас Жирков. Его минские молодые коллеги–ровесники о такой карьере могут только мечтать: 23 премьеры за 4 года! 32 выезда на фестивали! Вот это биография...

Недавно театр показал в Минске спектакль «Папа, ты меня любил?» по известной пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богославского «Тихий шорох уходящих шагов». В один вечер показывались с ней киевляне, а на следующий день — труппа РТБД с постановкой 2013 года Шамиля Дыйканбаева, режиссера из Кыргызстана. (Называлось это все «театральный интенсив».) Был еще спектакль «Тата» в Купаловском театре режиссера Екатерины Аверковой, но что–то с ним не заладилось — он как–то быстро сошел со сцены.

Что мы знаем о положении дел в украинском театре? Какие–то романтические всполохи украинской ночи в моей памяти... Богдан Сильвестрович Ступка в роли царя Эдипа в одноименном спектакле Роберта Стуруа. Его загримированные «окровавленные» глаза ослепившего себя Эдипа. Обнимашки двух однокашников — Ступки и нашего Арнольда Помазана. Психоделическая драма «Путешествие Алисы в Швейцарию» по пьесе Лукаса Берфуса, которую мне... — чуть не написалось посчастливилось — скорее удалось посмотреть все в том же главном театре Украины — театре им. И.Франко. Оценив актуальность и смелость темы — спектакль был посвящен эвтаназии, вышел я из театра и спускался на Крещатик, можно прямо сказать, в угнетенном состоянии духа. А для этого ли нам нужен театр? Я могу так и дома «Давай поженимся» посмотреть, чтобы удостовериться, что нет еще среди нас всеобщей коммуникабельности. Ну еще, конечно, тайно посещаю, нет, не синагогу (хотя был грех — природная любознательность завела меня однажды в эту философскую обитель во время одной из туристических поездок от профсоюза), а спектакли украинского режиссера Андрея Жолдака.

Несмотря на сериальный жанр семейного скандала с дележкой наследства и мистическим налетом (как и Гамлета, главного героя в спектакле «Папа, ты меня любил?» посещает призрак отца), спектакль получился крайне витальным и энергичным. Казалось бы! Должен возникнуть налет бульварщины, обусловленный жанром, или высветиться другая крайность — поэтический театр с уходом в ложную многозначительность. Ничего этого в потрясающем спектакле Жиркова нет. Он чист, ясен, прозрачен по мысли, органичен по исполнению. (Особенно запоминается великолепный артист Александр Ярема в роли Дмитрича, отца.) Есть свои эмоциональные перепады и резкость подачи. Но во всем чувствуется жесткая режиссерская рука, и отнюдь не режиссера–ремесленника, а режиссера–Моцарта. Поразительно: в постановке преобладает черный цвет, а настроение эта работа оставляет светлое.

Птичка нашептала, что худрук «Золотых ворот» Стас Жирков будет ставить в РТБД «Утиную охоту» Александра Вампилова. Эту загадочную пьесу режиссеры продолжают прорабатывать и сегодня. Евгений Марчелли, чтобы привлечь молодежь, вывел в театре им. Ермоловой под руководством Олега Меньшикова на сцену внука Олега Янковского — Ивана в роли Зилова и звезду «Интернов» Кристину Асмус в роли Галины. В видеоролике спектакля этот Зилов новой формации ходит по своему кабинету в тренировочных штанах... Кто бы сказал режиссеру, что дресс–код в советском учреждении все–таки был? Владимир Панков всю пьесу утопил в воде — брызги в его «Утиной охоте», поставленной у Александра Калягина в Et Cetera, летят во все стороны...

Думаю, многообещающий слоган «Золотых ворот» — «Театр, а не музей» — в октябре этого года мы испытаем уже на себе.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Автор фото: Настя ТЕЛИКОВА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...