Народный музей в школе и партизанская стоянка в лесу. Побывали в деревне Мохро на границе с Украиной

Воронки на сердце

Штаб партизанского отряда и народный музей — что помнят о войне в деревне Мохро

За время оккупации с 27 июня 1941 по 16 июля 1944 года в Ивановском районе гитлеровцами и их пособниками частично или полностью сожжено 40 населенных пунктов, убито более восьми тысяч мирных жителей, каждый четвертый из которых — ребенок… В расположенной на границе с Украиной деревне Мохро зверствовали не только карательные подразделения СС, но и бандеровцы. Сегодня эта деревня — победитель республиканского конкурса по благоустройству по итогам 2022 года. Здесь живут люди, которые помнят и чтят свою историю. Наши корреспонденты побывали в народном историко-краеведческом музее Мохровской школы, познакомились с новой экспозицией «Между миром и войной», окунулись в атмосферу партизанского штаба в урочище Карасино.

Деревню спас... бургомистр

Интересуемся у председателя Мохровского сельсовета Ивана Кунаховца, каким чудом партизанское Мохро не сожгли гитлеровцы. Оказывается, дважды над деревней висел «огненный меч», каратели желали отомстить за смерть своих офицеров, но случалось чудо — 25 февраля и 2 марта 1944 года.

— За мохровцев вступался сын настоятеля Петропавловской церкви Анатолий Павлович Рубанович, он смог убедить гитлеровцев, что земляки не помогают партизанам.

На могиле Анатолия Рубановича — гранитный памятник, установленный земляками к 100-летию со дня его рождения. Одна из улиц Мохро носит имя Рубановича. В школьном музее ему посвящен отдельный художественный зал.

Юные экскурсоводы Настя Котович, Варя Николайчук, Мария Климович показали картины, нарисованные Анатолием Павловичем, рассказали биографию человека непростой судьбы.

Сын священника, он получил образование в Европе, знал несколько языков, рисовал, участвовал в выставках. И тут — война. Как самого грамотного, гитлеровцы назначили Рубановича бургомистром Мохровской волости. После освобождения он имел возможность уехать в Америку, но остался в Мохро, так как не чувствовал вины перед людьми. В 1947 году его осудили на 10 лет, семь из которых он провел в заключении в Минске и Архангельской области. Вернулся в деревню, где подрастала дочь, преподавал в школе рисование, руководил колхозным хором, был заведующим клубом...

— Совесть у него была чистой. Не озлобился он ни на власть, ни на людей. Воспитал немало талантов, в том числе художника Алексея Кузьмича, который рисовал полесских Мадонн. В Мохро Анатолия Павловича вспоминают с благодарностью, чтят его память, — говорит Иван Кунаховец.

На стоянке штаба Пинской партизанской бригады дети — частые гости.

Тайны Пословского леса

Белорусы Еремчук и Пучик, русские Кирилов, Кирдеев, Осипов, Шубин, украинец Приймачук, две надписи — «неизвестный». На гранитной плите, установленной несколько лет назад на сельском кладбище за Мохро, начертаны имена партизан и красноармейца, погибших за Родину.

Иван Кунаховец рассказывает, что останки перезахоронили в 1951 году:

— Перенесли в братскую могилу с партизанского кладбища. Сейчас это лесной массив 88-го квартала Завышанского лесничества Пинского лесхоза, урочище Карасино. В военное время, согласно именным спискам боевых потерь партизанского отряда имени Г. К. Орджоникидзе, это еще и место захоронения погибших. В архивном документе оно обозначено как Пословский лес. Все эти бойцы числились пропавшими без вести в начале войны. А они партизанили.

К разговору присоединяется Михаил Кунаховец, школьный учитель, смотритель фондов школьного историко-краеведческого музея:

Дуб стал надмогильной плитой для партизана Павла Осипова — на нем вырезаны даты рождения и смерти.

— Началом поиска послужила информация, вырезанная на вековом дубе, растущем на территории стоянки штаба Пинской партизанской бригады. На стволе дерева значатся Ф. И. О., дата рождения и смерти Осипова Павла Кузьмича. Поскольку год рождения, а также день и месяц смерти Павла Осипова тяжело поддавались прочтению, нам пришлось обратиться за помощью к пинским судмедэкспертам. Таким образом выяснили, что Осипов родился в 1912 году, умер 23 сентября 1943-го. Эти факты положили начало поисковой эпопее. В итоге мы установили не только имена, но отыскали родственников погибших партизан.

А потом пришло время восстановить и штаб Пинской партизанской бригады, который располагался в отряде имени Орджоникидзе. Реконструированы жилые землянки, землянки штаба и разведки, санчасти, траншеи с блиндажами. Восстановлены лесная школа и партизанская кухня. На месте восьми колодцев — срубы, в одном из них даже есть вода. В итоге создали памятник и музей под открытым небом. В планах — восстановление семейного лагеря, который располагался неподалеку.

Иван Кунаховец показывает нам воронки от снарядов, за 79 лет земля эти раны не залечила:

— Воронок больше в семейном лагере, потому что зимой дубрава в отличие от соснового бора хорошо просматривалась с высоты. Да и деревья были тогда лет сорока — не больше. Молодой лес.

Примечательно, что на месте расположения штаба стоит обелиск. На нем надпись: «Здесь располагался в 1943—1944 годах штаб Пинской партизанской бригады. Командир — Шубитидзе И. Г., комиссар — Протасеня А. З., начальник штаба — Дорош Г. А.». Обелиск установил в лесу за свои средства в 1975 году Иван Георгиевич Шубитидзе.

Обелиск установил в лесу в 1975 году командир бригады Иван Георгиевич Шубитидзе.

Без памяти не будет мира

Одна из улиц в Мохро носит имя Александра Самуйлика. Александр Иванович — легендарная личность. В 1943—1944 годах — командир партизанского отряда имени С. М. Кирова. До войны Александр Самуйлик работал председателем Мохровского сельского Совета. Когда пришли гитлеровцы, сельский активист отправился на фронт, попал в плен, сбежал и ушел в партизаны. В ноябре 1942 года группа Самуйлика отряда имени Г. Димитрова захватила в Любешевском районе Волынской области немецкий поезд с награбленным добром и водрузила флаг с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Поезд прошел по оккупированной территории 40 километров, останавливаясь на станциях и полустанках, где партизаны раздавали людям награбленное. Потом поезд партизаны подожгли и пустили в реку Пину...

Обо всем этом нам рассказали юные экскурсоводы Милана Климович, Даша Плевако, Коля Панасовец. Они знают не только о подвиге группы Самуйлика, но также историю Пинской бригады, о земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной.

В конце апреля нынешнего года в музее Мохровской школы появилась еще одна экспозиция — «Между миром и войной». В основу легли материалы, собранные Генеральной прокуратурой в ходе расследования уголовного дела по факту геноцида белорусского народа. Одна стена стилизована под сруб обгоревшего деревенского дома, окно в котором — это карта с названиями деревень Ивановского района, пылавших во время оккупации...

Часть экспозиции занимает стенд, отражающий работу отряда юных миротворцев в рамках реализации проекта «Школа мира».

— Наша школа единственная в районе носит звание «Школа мира», — продолжил Михаил Кунаховец. — Удостоены мы его за сохранение историко-культурного наследия, за музей под открытым небом, за многочисленные проекты и поисковую работу.

Не исключено, что придет время и будет открыта еще одна страница в летописи Великой Отечественной: мохровские поисковики вместе с брестским отрядом «Авиапоиск» установили место падения одного советского самолета, однако поднять его пока не получается — это на границе с Украиной...

kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter