В Бресте жильцов заставляют заключать договоры по управлению общим имуществом

Вопросы управляющей компании

«В 72 года я попала в суд, — читаю строки из письма Марии Горейко из Бреста. — В доме 326 по улице Московской живем более 40 лет. Квартиру приватизировали. И вдруг в начале года нам предлагают договор управления общим имуществом с КУП «ЖРЭУ г. Бреста», требуют подписать и каждый месяц платить почти по 4,5 копейки с квадратного метра общей площади. Я отказалась и получила повестку в суд. Пришлось поставить подпись в суде, да еще и оплатить судебные издержки. Что происходит?» В принципе, ничего особенного. Более того. Существующая нормативная база допускает получение подобных договоров любым жильцом дома, которым по решению местного исполкома управляет уполномоченное лицо. Как правило, государственная компания. В Бресте — это ЖРЭУ, в Минске, к примеру, районное ЖКХ.


Вообще, в стране предусмотрено всего три формы управления совместным домовладением: лично (если у недвижимости не более пяти владельцев), через товарищество собственников, ЖСПК или уполномоченную компанию. Товарищества собственников и ЖСПК, известное дело, уже с момента создания содержат штат управленцев (директора с бухгалтером), платят членские взносы. А вот с домами, которые обслуживают государственные ЖЭУ, а управляет уполномоченный, другая, весьма любопытная история. Даже если собственники квартир в них и заключили договор об управлении общим имуществом, что, кстати, их святая обязанность (смотрите статью 176 Жилищного кодекса), то за услуги управления в большинстве случаев им счета никто не выставляет. Ведь нигде не сказано, что такая услуга считается основной и, следовательно, для жильца — обязательной к оплате.

Иначе письма Марии Горейко просто не могло существовать. Собственница квартиры четко понимала бы, зачем и за что платит. Но нет в стране такого тарифа: «управление общим имуществом». Единого или единообразно рассчитанного. Совмин лишь утвердил форму типового договора с графой: стоимость услуг. Кстати, документ существует с 2011 года. Лежал–лежал и тут заработал. По решению Брестского горисполкома 30 ноября 2017 года ЖРЭУ Бреста назначено уполномоченным по управлению домом по улице Московской и предложило собственникам, так сказать, узаконить отношения. И еще где–то в 100 многоэтажках. Стоимость услуг достаточно демократичная — получается по 3 рубля в месяц с 70–метровой трешки. Но в отличие от типового договора в предложенном Марии Горейко есть фраза: стоимость услуг может изменяться исполнителем в одностороннем порядке.

Что и смущает во всей этой, в принципе, логичной истории. Если ЖРЭО или минское районное ЖКХ управляет многоэтажным домом, то оно вправе требовать плату за услуги. Ведь элементарно для проведения тендеров по выбору подрядной организации, заключения договоров, контроля и надзора нужен штат сотрудников. Зарплаты, оргтехника, помещение. Но почему у одних плату не берут (на всякий случай опросила большинство своих друзей и знакомых — ничего об этом не слышали), а другим, как в Бресте, — начисляют. Это первый вопрос. И второй: а какой, собственно, должна быть цена? Брестское ЖРЭУ насчитало 0,0443 рубля за квадратный метр общей площади квартиры, но с правом перемен. А сколько возьмут в Минске, Мозыре, Витебске? Поверьте, когда договоры управления предъявят всем, на эти вопросы придется отвечать.

aelita@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter