Вопросы собственности

Акции белорусских предприятий движутся от мелких собственников к крупным

На постсоветском пространстве Беларусь, пожалуй, единственная страна, в которой процесс разгосударствления собственности растянулся даже не на годы, а на десятилетия

Хорошо это или плохо – пока однозначно сказать нельзя. Хотя, как отмечают зарубежные эксперты, несомненный плюс в этом все-таки есть. В то время когда в большинстве соседних стран процесс «скоростной» приватизации стремительно перевел госсобственность в частные руки порой за бесценок, в нашей стране на продаже ликвидных активов государство планирует заработать немалые средства. Впрочем, время не ждет — в Беларуси также началась полноценная приватизация, основанная на рыночном спросе и предложении. О ее первых итогах и о том, как она будет проходить в дальнейшем, читателям «Р» рассказал первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Сергей Пятков, который дежурил на «прямой линии» в редакции газеты.

— Здравствуйте, Василий из Минска беспокоит. У меня вопрос, может быть, немного общего плана, но тем не менее хотелось бы знать, когда в Беларуси планируется окончательно завершить процесс акционирования предприятий?

— Добрый день! Акционировать имеющиеся предприятия в стране мы планируем в течение следующих трех лет — с 2011-го по 2013 г. Крупнейшие предприятия практически все уже акционированы, их не так много и осталось, но вместе с тем есть еще у нас такие предприятия, которые должны оставаться в государственной собственности. Это делается для того, чтобы обеспечивать и экономическую, и политическую безопасность страны. Они в любом случае останутся в госсобственности.

— Скажите, а что акционирование дает простому человеку? Что он получит?

— Простой человек? Прежде всего он сможет также поучаствовать в акционировании, если имеет чеки «Имущество», приобрести за них акции и в итоге стать таким же акционером, как и другие, принять участие в управлении обществом — это раз. Второе: сам процесс акционирования — перевода в негосударственную форму собственности госпредприятий — способствует большему доверию иностранных инвесторов, их приходу в нашу страну. А это означает новые технологии, инвестиции, развитие государства, а соответственно, и улучшение качества жизни.

— А какие предприятия не будут акционированы? Этот список большой? Его планируется расширять?

— Недавно в стране был принят Закон «Об объектах, находящихся в собственности государства», и там названы все конкретные объекты и виды деятельности, которые должны оставаться в собственности государства. Если сравнивать этот документ с предыдущим, то этот перечень даже немного сократился. К объектам, которые останутся в руках государства, относятся предприятия, которые обеспечивают территориальную, экономическую, энергетическую безопасность государства, социальную защищенность населения. К примеру, это те же поликлиники.

— Таких предприятий много?

— Откройте закон, там все они перечислены практически поименно.

— Здравствуйте, Сергей Аркадьевич, можно ли у вас уточнить: подготовлен ли список предприятий, подлежащих акционированию в следующем году?

— Список готов, но пока еще не утвержден. Поэтому сложно называть конкретные цифры. Хотя на текущий момент проект плана предусматривает передачу на приватизацию 260—270 предприятий и на акционирование – около 130. До конца года проект должен быть утвержден в правительстве Беларуси.

— Добрый день! «прямая линия»? Года три назад был отменен мораторий на отчуждение акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации. До тех пор отсутствие возможности для граждан продавать свою собственность в виде акций серьезно сдерживало развитие фондового рынка. Стал ли механизм продажи «бумажной собственности» для большинства наших соотечественников обычным делом?

— Действительно, в 2008 году были отменены ограничения для предприятий, где доля государства либо отсутствовала вообще, либо составляла 75 % и более. Второй этап наступил 1 января 2009 года, он предполагал отмену ограничений на отчуждение акций обществ с долей государства свыше 50 %. На третьем этапе, который наступает 1 января 2011 года, все ограничения будут полностью отменены. Сама процедура отмены моратория, по сути, стала очередным этапом в череде мероприятий по оздоровлению инвестиционного климата в Беларуси. Что же касается фондового рынка, то здесь я могу констатировать оживление — уже в 2009 году по сравнению с 2008 годом количество сделок с мораторными акциями увеличилось на 40 % — всего была зафиксирована 6541 сделка. А в первом полугодии нынешнего года сделок было зафиксировано столько же, сколько за весь прошлый.

— Говорят, что без нормально функционирующего рынка ценных бумаг инвестор к нам не пойдет…

— Всему свое время – сейчас такой период, когда продажа акций в стране только начала активизироваться. Конечно, речь нередко идет о единичных сделках, хотя на Западе давно привыкли покупать ценные бумаги целыми пакетами. Так проще, чем возиться со «штучными» акциями. У нас пока приобретают до 2—3 %. А для того чтобы приобрести блокирующий пакет, надо очень долго работать с акционерами и набирать акции. Это сложно, ведь контрольный пакет можно еще и не собрать. Хотя на Валютно-фондовой бирже говорят, что в последнее время весьма ощутимой тенденцией стало одностороннее движение акций от миноритариев к мажоритариям. Иными словами, торговля акциями направлена в одну сторону: от мелких собственников к крупным.

Блокирующие пакеты акций в нашей стране пока в большинстве случаев принадлежат государству, и на их приобретение необходимо согласие главы государства. Но сам президент неоднократно заявлял: приходите, каждый вопрос продажи предприятия будет рассматриваться индивидуально, если инвестор предложит адекватную цену и соблюдет ряд условий – проблем с покупкой не будет. Понимаю, что иногда эти условия не совпадают с желаниями инвестора, ведь каждому хочется прикупить собственность получше, заплатив за нее поменьше, но если инвестор серьезный, и он заинтересован в развитии своего направления бизнеса и отрасли, то всегда можно найти какие-то точки взаимопонимания. И определить те условия, которые будут удовлетворять и одну, и вторую сторону.

Что же касается акций, то сегодня миноритарии, к примеру, работники предприятия, получившие акции в процессе «бесплатной» приватизации, имеют право продать их через биржевого брокера.

— Здравствуйте, Сергей Аркадьевич! На минувшей неделе (25-го и 26 ноября 2010 года. — Ред.) должен был состояться конкурс по приватизации пяти белорусских ОАО, но инвесторы не проявили к ним интереса. Конкурс был отменен в связи с отсутствием заявок на участие, хотя на продажу выставлялись не самые плохие предприятия — «ВолМет», «Лидский литейно-механический завод», «Бархим», «Бобруйский машиностроительный завод» и «Речицкий текстиль». По каким причинам так произошло?

— Аукцион, действительно, не состоялся — на него была подана всего одна заявка. Не могу сказать, в чем именно дело – к этим предприятиям интерес был еще на стадии формирования списка и утверждения его у Президента. К тому же мы его формировали, согласовывая с Международным валютным фондом и Всемирным банком, и они нас поддержали во мнении, что это неплохие активы, которые будут интересны инвесторам. Данные предприятия — работающие, туда было вложено немало средств за прошлый и позапрошлый год. К примеру, «Бархим» поставил новую линию — на эти цели из инновационного фонда «Белнефтехима» было вложено 4 млрд. рублей.

— Здравствуйте! В программе социально-экономического развития страны на 2011—2015 годы указано, что «процесс приватизации должен стать максимально прозрачным», то есть полностью доступным взгляду извне. Это возможно при существующем законодательстве? И какие новые законодательные инициативы Госкомимущества могут поспособствовать этому процессу?

— Процесс приватизации и акционирования прозрачен уже сегодня. Последние три года Госкомимущества очень активно поработал над созданием в стране институциональной базы по вопросам собственности – это различные законодательные акты, указы главы государства, постановления правительства, которые серьезно упростили порядок распоряжения имуществом. И этот процесс продолжается: глава государства передает определенные свои полномочия на более низкий уровень, к примеру, те же полномочия о распоряжении землей на местах переданы исполкомам. Отдельные вопросы по принятию решений о распоряжении имуществом тоже перемещены на уровень правительства. Немало сделано для того, чтобы более эффективно вовлекалось в оборот неиспользуемое имущество. Это, в частности, продажа объектов через аукцион в случае присутствия на нем только одного участника. Де-факто это конечно не совсем аукцион, но если человек пришел и хочет участвовать, то ему предоставлена возможность приобретения объекта с наценкой 5 %.

— Как это?

— Есть стартовая цена, аукцион не состоялся, потому что только один участник, но если он готов приобрести объект с увеличением стартовой цены на 5 %, с ним сразу заключают договор.

— Расскажите, как сегодня продается неэффективно используемое государственное имущество. Такое ощущение, что в прошлые годы этот проект особой популярностью не пользовался.

— Ситуация стала немного лучше, но все равно проблем в этом направлении хватает. За 11 месяцев нынешнего года мы провели более 700 аукционов, то есть практически каждую неделю их проходило по несколько, и их результативность не совсем нас устраивает. Всего выставлялось на продажу около 3700 объектов, из которых было продано чуть менее 1500.

Хотя подвижки здесь есть. Самая главная из них – активизировался процесс принятия решений. Собственники неиспользуемых строений стали в каком-то смысле охотнее расставаться со своими объектами. Ранее о том, чтобы реализовать их за одну базовую величину, речь зачастую даже не шла. Никакие аргументы не действовали – только через аукцион и все! И только когда объекты по три-четыре раза безрезультатно побывали на торгах, дело сдвинулось с мертвой точки — только после смены психологии пошла реализация.

Сейчас мы, кстати, предлагаем дополнительные изменения в Указ Президента № 108, который предложит тем предпринимателям, которые купили неиспользуемое строение за одну базовую величину, серьезное послабление. При соблюдении всех условий, среди которых главное – осуществление предпринимательской деятельности с созданием новых рабочих мест, новый собственник получит право снести старый объект и на его месте построить новый. Зачастую качество этих зданий таково, что это наиболее приемлемый вариант.

— Каких еще законодательных инициатив можно ждать от Госкомимущества в 2011 году?

— За последние три года в стране принято столько решений, что, пожалуй, все аспекты приватизационного законодательства оказались охвачены. Этот сегмент, на мой взгляд, в Беларуси сегодня либерализован максимально, кстати, это признают и эксперты Всемирного банка. Остается только работать в соответствии с этим законодательством.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter