Вопросы для всех и каждого

Опубликованная в номере «СБ» за 22 августа статья Председателя Комитета государственного контроля Леонида Анфимова «Какими нам быть?» вызвала большой общественный резонанс. Отклики самые разные. И это вполне объяснимо, ведь поставленные в статье вопросы, несмотря на кажущуюся их специфичность, затрагивают практически каждого из нас. Ответы на них в широком смысле во многом определят будущее нашей страны на много лет вперед. Поэтому редакция газеты решила продолжить начатый разговор. Сегодня предлагаем вашему вниманию мнение председателя президиума Национальной академии наук Беларуси, академика Владимира Гусакова.

С большим вниманием прочитал статью Л.В.Анфимова, где затронуты многие проблемы современного развития общества и в первую очередь экономики. Скажу, что постановка вопросов своевременная, правильная, ориентированная на перспективу. Какой путь выберем, так будем и жить.

Хотелось бы в этой связи высказать свою позицию. Прежде всего в области научно–инновационного развития общества.

Конечно, в центре науки страны находится НАН —– хорошо структурированная мегаорганизация, объединяющая в своем составе высококвалифицированный потенциал по различным наукам и способная воспроизводить конкурентоспособную научную продукцию по широкому кругу фундаментальных и прикладных исследований. Это единственная научная организация, на которую возложены функции государственного управления всем перечнем фундаментальных исследований и определения на этой основе стратегии развития науки в стране. Со своими задачами Академия справляется и на фоне сокращения бюджетного финансирования в течение ряда последних лет устойчиво наращивает свою результативность как в теории, так и в прикладных разработках для различных сфер национальной экономики.

Национальная академия наук активно развивается по всем направлениям. В частности, даже структура и организация Академии в настоящее время совсем другие по сравнению с тем, как это было еще несколько лет назад. Теперь это крупное многонаправленное научно–производственное объединение, включающее не только научно–исследовательские институты для выполнения широкого круга фундаментальных и прикладных исследований, но и большой ряд внутренних производств, практико–ориентированных предприятий и хозрасчетных участков. Уже создано около 110 таких структур, и их формирование продолжается. Цель — получение конкурентоспособной инновационной продукции по новейшим разработкам. Задача — каждый институт должен иметь в своем составе хозрасчетную или коммерческую структуру по выпуску новейшей продукции или оказанию востребованных услуг. В данном плане Академия стала представлять собой своеобразную научно–производственную корпорацию, замыкающую технологическую цепочку — от научной идеи, фундаментальных и прикладных исследований до создания предприятий и производств наукоемкой продукции. Это позволяет во многом компенсировать недостатки бюджетного финансирования.

Особенность современной Академии наук сейчас и в том, что она имеет кластерную организацию, позволяющую выполнять разработки на междисциплинарном уровне. Созданы и успешно функционируют научно–практические центры, научно–производственные объединения и центры, отраслевые и совместные лаборатории (с промышленными предприятиями и зарубежными партнерами), сформированы многие поисковые кластеры по различным направлениям научных исследований, которых также уже более 80.

Быстрое развитие получают международные связи. Подписаны и действуют договоры о сотрудничестве более чем со 100 академиями наук и научными центрами из 90 стран мира.

Работая с зарубежными партнерами, белорусские ученые способны решать любые по сложности задачи — от исследований космоса, проблем энергетики и природопользования, IT–сферы, наноматериалов и аддитивных технологий до новейших био–, мед– и агротехнологий.

В 2018 году Академии исполняется уже 90 лет со времени ее основания, и за все эти годы наука была высоко востребована обществом.

Можно сформулировать следующие целесообразные уровни финансирования науки и механизмы ее участия в экономике в перспективе:

первый — базовый или простого воспроизводства: фундаментальные исследования поддерживаются государством посредством программ и госзаказов, прикладные исследования и разработки обеспечиваются заказчиками, государством и исполнителями на паритетных началах. Недостающие средства изыскиваются учеными путем оказания услуг, заключения договоров, получения грантов, выполнения заказов, участия в международных проектах и т.п.;

второй — уровень ускоренной инновационности и устойчивой конкурентоспособности. Предполагает формирование крупных перспективных научно–инновационных проектов, актуальных для страны и науки, которые позволят быстро продвинуться в мировой конкурентоспособности в направлениях, где имеются сложившиеся белорусские научные школы. Среди таких мегапроектов — «Белбиоград», «Академтехноград», «Академхимфармсинтез», «Искусственный интеллект», «Электротранспорт», «Композиционные материалы и технологии» и др. Финансирование этих проектов может быть сборным, в том числе путем международного сотрудничества;

наконец, третий — уровень научно–инновационного лидерства, который предполагает реализацию крупных инфраструктурных проектов. Это создание научно–инновационных, инжиниринговых и производственных кластеров в различных отраслях народного хозяйства, где наука будет формировать интеллектуальную вершину. В этой связи основное финансирование науки должно осуществляться за счет доходов кластера от реализации крупных инфраструктурных проектов и прорывных технологий.

В настоящее время в Национальной академии наук Беларуси разрабатывается целый ряд мегапроектов, которые способны изменить представление как самой науки, так и экономики страны. В их числе: создание нового спутника дистанционного зондирования земли с субметровым разрешением; разработка серии беспилотных авиационных летательных комплексов с повышенными эксплуатационными характеристиками; начало работы по созданию белорусской солнечной станции, включая необходимый комплекс фундаментальных и прикладных исследований; создание белорусского легкового электромобиля, отвечающего условиям конкурентоспособности, надежности и доступности; создание ряда малого персонального электротранспорта (велосипедов, скутеров, мотоблоков и др.); создание белорусского супернакопителя электроэнергии для электротранспорта с учетом использования белорусских исходных материалов и инновационных идей и др.

Национальная академия наук располагает всем необходимым потенциалом и способна решать крупные задачи. Она готова реализовать ряд «флагманских проектов», в том числе класса мегасайенс. Но для решения задачи научно–инновационного прорыва и построения новой высокотехнологичной экономики страны одного лишь сохранения и наращивания научного потенциала недостаточно. Важно еще создание полноценной инновационной и внедренческой инфраструктуры, где научные открытия должны превращаться в технологические разработки и коммерческие результаты. Это сложнейшая задача, универсальных рецептов здесь нет.

Есть необходимость высказать по этому поводу некоторые конструктивные предложения (с учетом специфики современной белорусской экономики и системы управления).

Первое. Создать в Национальной академии наук междисциплинарные кластеры по выработке научно–технологических решений по всем крупнейшим народно–хозяйственным задачам (например, в области электротранспорта, наноматериалов и нанотехнологий, композиционных материалов, биотехнологий и др.), а также инжиниринговые центры по реализации выработанных решений, где может происходить «перекрестное опыление идей», «кристаллизация» открытий и прорывов и после этого их научная реализация. Прямая и многообразная кооперация специалистов разных профилей способна дать принципиально новые решения и вывести на более высокий научно–технологический уровень. Сделать это в Академии наук гораздо проще, чем в других отраслях, в ее составе сконцентрирован научный потенциал по различным дисциплинам. Известно, что сформировать междисциплинарные и инжиниринговые структуры на новом месте почти невозможно.

Второе. Создать общереспубликанский фонд внедрения с подразделениями в Академии наук и ряде министерств и ведомств и крупных предприятий. Следует исходить из того, что внедрение уже законченных научно–инновационных результатов для экономики важнее, чем начало новых. Более того, нельзя оставлять разработки неосвоенными. Именно их внедрение говорит об инновационности экономики страны. Но необходимы инвестиции, которые сформировать первоначально сложно и даже невозможно. Считается, что на 1 руб. затрат на научные исследования необходимо не менее 100 руб. на их освоение в производстве, иначе обеспечить внедрение нельзя. Полагаем, что первоначально фонд внедрения должен формироваться с полным или частичным госфинансированием. По итогам успешные подразделения фонда можно будет расширять, а неуспешные — сокращать. Через какое–то время часть подразделений фонда может вырасти в эффективные и прибыльные коммерческие организации.

Третье. Сформировать в Академии наук так называемый Аналитико–прогностический центр с подразделениями по отраслям народного хозяйства. Его функции — изучение уровня технологичности действующих отраслей и определение недостающих в стране и отраслях предприятий и производств в связи с динамично развивающимися технологическими укладами и необходимостью постоянного роста конкурентоспособности. Сейчас эта функция возложена на министерства и ведомства, которым сложно разобраться в технологических прорывах, они заняты в основном выполнением текущих и прогнозных показателей. Но они не видят межотраслевых проблем и общегосударственных задач. Поэтому не могут предложить кардинальных решений и внести конкретные крупные проекты прорывного характера, например, в республиканскую программу инновационного развития, где в настоящее время, как показывает анализ, преобладают проекты по модернизации существующих предприятий и созданию сравнительно малообъемных производств. Это следствие того, что нет системного анализа, стратегического видения развития и высококвалифицированных специалистов по прогнозированию.

Стране в настоящее время необходимы крупные проекты опережающего характера, которые станут формировать экономику будущего. Предложить их могут специально подготовленные для этого люди, и сделать это следует на базе Академии наук, где только и возможно создать небольшой Аналитическо–прогностический центр и сконцентрировать в нем сильный состав аналитиков и прогнозистов.

Кроме того, можно и нужно ставить задачу создания в Академии наук исследовательских структур в новых, не существовавших ранее отраслях и направлениях перспективной деятельности. Например, по робототехнике, искусственному интеллекту, IT–стране, прецизионной медицине, интеллектуализации общества и экономики и т.п.

Хотелось бы еще сказать о молодой Академии. Так, Национальной академии наук Беларуси приходится в настоящее время конкурировать за молодых ученых со многими зарубежными научными центрами. Пока это удается: сейчас нет какого–то серьезного оттока ученых из науки, ситуация сравнительно стабильная. Идет управляемая ротация кадров, успешно работает магистратура и аспирантура, происходит сквозное омоложение кадрового состава. Но это не значит, что проблемы исчерпаны. Следует учитывать тот факт, что наряду с западными научными центрами, которые предлагают традиционный набор преимуществ — гранты, стипендии, элитное руководство и тому подобное, — быстро активизировалась Китайская Народная Республика, некоторые восточноевропейские страны, Южная Корея, которые готовы предоставить ряд своих выгодных условий — заработная плата, жилье и пр. В этих условиях Академии наук Беларуси в противовес необходимо иметь не менее значимый ассортимент стимулов. На все это требуются инвестиции.

Центральной проблемой является отбор и взращивание талантливой молодежи, ее закрепление в академической среде. Ситуация неоднозначная. Наряду с усилением мобильности молодежи, глобализацией интернета и интернационализацией науки, имеет место демографический спад. Нельзя не учитывать и того факта, что наука перестала быть самым престижным выбором перспектив. Статус ученого сейчас намного ниже статуса банковских служащих, управляющих бизнесом, программистов и др. Кроме того, высшие учебные заведения, как продуценты специалистов, в первую очередь отбирают лучших для своей магистратуры и аспирантуры. Поэтому перед Академией наук стоит задача — найти дополнительные привлекательные «моменты», чтобы укомплектовать свои учреждения образования и науки. В этом плане в настоящее время используются разные инновационные решения: «ученый под ключ», учеба в магистратуре и аспирантуре и одновременно работа в престижной лаборатории, специальные молодежные премии, включение в состав известной школы и сопровождение от выбора темы до подготовки диссертации, целевые зарубежные стажировки, выполнение перспективных и престижных исследований по приоритетным направлениям и на междисциплинарной основе, возможность быстрого творческого роста вплоть до академика и др. И, конечно, задача — предоставление привлекательного «стандартного социального пакета», а именно жилья и денежных доходов. Все это в совокупности составляет базис стратегического проекта «молодая академия», без реализации которого вряд ли можно говорить об устойчивости развития белорусской науки.

Национальная академия наук Беларуси — единственное место, где возможно комплексное развитие науки, подготовки ученых и реализации их потенциала в инновациях. Здесь уже есть крупный задел. Осуществить научно–технический прорыв можно с «высокого старта».

Таким образом, для принципиального решения задач ускоренного инновационного развития страны требуются совместные энергичные действия различных отраслей и сфер экономики, научно–образовательного и научно–инновационного сообщества. Академия наук должна иметь право принимать самостоятельные решения (по аналогии, как это было во время Советского Союза) по формированию научных программ и проектов фундаментальных и прикладных исследований, а также созданию инновационных объектов, не согласовывая их каждый раз с десятком ведомств и не подвергаясь малоквалифицированной экспертизе. Творческая научная среда не должна регламентироваться множественными инструкциями, произвольными проверками и избыточной отчетностью. Для этого необходимы соответствующие законодательные нормативы.

Только так Беларусь может стать на рельсы ускоренного инновационного развития и обеспечить свою конкурентоспособность как в научном, так и экономическом пространстве.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter