Вопросов больше, чем ответов. Чего ждать предпринимателям от Таможенного союза?

Работа по формированию Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России продвигается очень активно. С 1 января 2010 года страны начнут жить по единым правилам, а еще спустя полгода все пункты таможенного контроля переместятся на внешние границы союза. Однако многие нюансы все еще не прояснены.
Пространство трех стран предполагается сделать свободным для перемещения товаров, произведенных в этих государствах. Не будет внутренних барьеров – вырастет оборот, и все окажутся в выигрыше. Единые таможенные тарифы согласованы уже более чем на 98 процентов, отмечает советник управления СНГ и ЕврАзЭС бело-
русского МИДа Сергей Кудрейко. Но нужно гармонизировать законодательство, решить такой практический вопрос, что, в каком количестве и в каком порядке можно будет ввозить на территорию союза. Предстоит решить и очень деликатный вопрос: каким образом делить таможенные сборы?
Многие проблемы будет решать комиссия союза, в которой 57 процентов голосов получит Россия, по 21,5 процента – Беларусь и Казахстан. В определении правил игры поможет и единый Таможенный кодекс, проект которого содержит почти 370 статей и около 320 страниц.
 – Необходимость Таможенного союза назрела, – считает председатель правления Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского Георгий Бадей. – Однако проблема в том, что мы идем по этому пути неподготовленными, у субъектов хозяйствования нет полной информации, что сделано, что делается, что откладывается на потом.
Сейчас белорусские экспортеры, въехав в Россию, подвергаются досмотру на постах. «А с 1 января ситуация изменится?» – задается справедливым вопросом председатель Совета по развитию предпринимательства при Президенте Беларуси Владимир Зиновский. Как изменится порядок взимания НДС? Какие документы понадобятся при экспорте товаров в пределах союза? Что будет с льготами для некоторых национальных импортеров и экспортеров? Эти и другие вопросы, которые особо тревожат производителей, все еще остаются без ответа.
Непонятна, например, процедура формирования заградительных таможенных пошлин. Если в комиссии Таможенного союза у России 57 процентов голосов, то означает ли это, что она сможет проводить свою особую линию, несмотря на позиции коллег по союзу? Например, если россияне захотят пролоббировать интересы своего автопрома и выступят за введение высоких заградительных пошлин на импортные машины, то смогут ли в этом случае белорусы отстоять свое право покупать авто из Европы по приемлемым ценам?
Но, невзирая на обилие неясных пока проблем, сторонников Таможенного союза в Беларуси абсолютное большинство. «Мы, международные автоперевозчики, с нетерпением ждем момента, когда этот союз начнет работать», – говорит гендиректор предприятия
«Белинтертранс» Вячеслав Довнар. – Мы можем оказывать услуг на один миллиард долларов в год, а на уровень 650 миллионов уже вышли. Однако дальнейшее развитие в значительной степени сдерживается различными пограничными барьерами. Если границ не будет, автоперевозчики смогут принести в экономику страны гораздо больше услуг и налогов». По его мнению, любой белорусский бизнес, нацеленный на предоставление услуг, однозначно выиграет от союза.
Директор могилевского предприятия «Куво» Владимир Кульбенков настроен более осторожно. Да, для его крупного предприятия, выпускающего стекло для автопроизводителей Беларуси и России, это, безусловно, во благо. Если исчезнут таможенные барьеры, упростится бумагооборот, да и объемы поставок предприятия только вырастут. А вот малые производители, по его мнению, возросшей конкуренции могут не выдержать. Хотя бы по той простой причине, что для российских производителей энергоресурсы обходятся почти вдвое дешевле, чем для белорусских. В таких условиях трудно конкурировать на равных.
Риск, естественно, есть, но все же делать из мухи слона не следует, считает индивидуальный предприниматель, заместитель председателя Белорусского союза предпринимателей Екатерина Чижик. Вряд ли нужно бояться того, что с 1 января на потребительском рынке Беларуси ассортимент товаров резко изменится и местной продукции станет меньше. Спрос определяет предложение, в последнее время поставки импортных товаров в Беларусь уменьшаются. «Зато мы сможем без лишних проблем вывозить и продавать белорусские товары, на которые в Казахстане и России есть устойчивый спрос», – уверена Екатерина Чижик.
По итогам первой половины нынешнего года, на долю России приходилось почти 33 процента белорусского экспорта и свыше 58 процентов импорта. Показатели торговли Беларуси с Казахстаном намного скромнее: соответственно 1,4 и 0,3 процента. Таможенный союз призван увеличить эти цифры.
Впрочем, союз вряд ли станет некоей изолированной группой – глобализация не позволит. Страны намерены вместе вступать в ВТО, и для их предпринимателей работа в рамках Таможенного союза может стать своеобразной «тренировкой» на пути интеграции в мировую экономику. Важно только, чтобы игра шла по правилам.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter