Родители тормозят развитие детей или охраняют их от интернет-зависимости?

Вопрос завис

“Снова ты за компьютером?”, “Да что с тобой такое!”, “Интернет тебя погубит, книжку иди почитай”. Такие увещевания почти норма во многих семьях. ИТ-революция произвела настоящий раскол по ватерлинии современных отцов и детей, Тургенев обзавидовался бы сюжету. Но кто сейчас читает Тургенева? Куда убегают от взрослых нравоучений и жизненного опыта современные дети и подростки и почему “зрелое” общество, пропадающее в соцсетях, до сих пор слово “интернет” подкрашивает черным цветом? 


Есть у меня один коллега. Хороший, умный. Однако любит поскрипеть в своих строчках о своем прекрасном ушедшем детстве — с похождениями по недостроенным объектам, взрывами карбида в лужах — и настоящей жизни. А теперь, мол, не настоящая — компьютерная. И постит, конечно, все это в соцсетях. Там его проще и быстрее прочитать “и старым, и малым”. Так что за время, в котором мы живем? Революционное, уверяют исследователи. Историк Михаил Ковалев приводит очень интересный взгляд на реальность:

— На самом деле время уникальное. Например, в Средневековье от дедов к внукам передавались орудия труда, технологии, методы коммуникации и схожесть мышления. В эпоху технической революции начались сдвиги в качестве жизни и в умах. Наше время сравнимо с Октябрьской революцией, только сейчас происходит не просто переформатирование политического сознания, а самого восприятия мира как такового. Организуется параллельная информационная реальность, которая влияет на реальность земную. Поэтому мир разделился на три основные группы: “реальную” — это люди возраста за 50 лет, “переходную” — от 25 до 50 и “людей будущего” — с совершенно отличным мышлением. Давать качественную оценку этим группам бесполезно, они просто мыслят по-разному. 

Иногда мне кажется, что проблемы надуманы. Вот мне — 36, печатаю текст на компьютере, ищу информацию в поисковиках, фотографии выставляю в соцсетях, могу погеймиться на серваке. Однако смотрю на девятилетнего сына и понимаю, что мыслю по-другому. И дело не только в играх. Сначала встану на защиту детства и отрочества. В мои юные годы, как сейчас помню, везде звучал лозунг  “Уберите детей с улиц, займите их чем-то”. Потому что человек — существо хотя и социальное, но очень любит личную жизнь. Сделал уроки или не сделал, сбежал на улицу — потому что дома делать нечего. Книжки читать без остановки — глаза болят. По телевизору — 3 программы, полные антидетской мути. Чем еще заняться: погонять мяч с пацанами, яблоки или вишни сорвать в саду чужом, на великах крутить педали по дороге перед машинами. Кто курил тайно, кто бездельно плевал на школьном дворе, просто тусил, дурил. Так хотелось. Немногие ходили строем в библиотеки. “Томсойерничали” по стройкам, гаражам, дворам, пляжам. По нынешним меркам плачет по большинству комната милиции. 

Современные дети, несмотря на огромную информационную нагрузку, успевают многое. Гоняют вместе в игре через сервер. Но у нас ведь тоже были казаки-разбойники, и заканчивалось это иногда куда жестче: дракой, порванной одеждой, набором крепких слов. Общаются через соцсети, но и мы писали записки на уроках, сидели на проводных телефонах, болтали до ночи на лестничных площадках. Просто время у них другое — возможностей больше. Учительница математики Наталья Порошенко считает, что дети просто иные:

— Интернет разорвал привычные цепочки. Раньше информационными авторитетами были мама, папа, дедушка, учитель, книга. Теперь ребенок сам может найти ответ на вопрос. Многие предметы, а в итоге и профессии отмирают, потому что знания по ним перестают быть уникальными. Например, для арифметических действий уже давно есть калькулятор, а теперь появились онлайн-переводчики, спутниковые карты, поисковые системы. То, что раньше мы носили в голове как необходимые инструменты, теперь есть в гаджете. Человек — существо ленивое и умное, и он сразу чувствует, что, если есть более простой вариант достижения цели, он им воспользуется. Через 10—20 лет эрудитов будет намного меньше, узких специалистов — больше. 

Более века назад Артур Конан Дойл блестяще предсказал человека нашего будущего. Его всеми любимый Шерлок Холмс именно такой. Он совершенно неэрудирован в областях, отличных от его профессиональной деятельности. Он признается Ватсону, что раньше знал все, что необходимо обычному человеку, а потом забыл, чтобы не засорять мозг бесполезной информацией. Однако в этом принципе есть один минус: культура в целом бесполезная информация. Но именно она является важным стержнем для общества и личности и, к сожалению, не развивается в зависимости от технического прогресса общества. Это уже давно доказали ученые. Если технологии развиваются по нарастающей, то культура лишь сохраняется, и ее потеря может привести к ужасным последствиям. В технически развитом обществе в итоге могут быть общечеловеческие ценности ниже, чем в первобытной общине. На самом деле это легко увидеть даже сегодня, в самый человечный век. Откройте лучшую десятку Ютуб. Какое здесь самое популярное видео, собирающее миллионы просмотров? Кумиры пошлят, тупят, хамят, и их смотрят, значит, на них и равняются. Это далеко не мушкетеры, космонавты, футболисты, скорее герои “сортирных” скетчей. Но они собирают аудиторию, рекламу, становятся знаменитыми и богатыми. На них хочет равняться будущее поколение. 

Меняться надо взрослым, уверена психолог Анна Денисенко:

— Необходимо понять, что параллельное информационное пространство реально, оно может исчезнуть только с уничтожением энергосистемы, что недопустимо в современной цивилизации. Поэтому взрослые должны идти в этот мир. Снимать обучающие программы, более разумные игры, новые образовательные подходы. Даже ставить фильтры. Я против цензуры. Но в данном случае частично она необходима. К сожалению, большинство взрослых идут по пути нравоучений и наказаний, воспринимая детские игры и интересы как отклонения. Мол, что ты прилип к телефону — иди книжку почитай! Растет поколение “кнопочников”! После этих слов сам же родитель, открыв пиво, садится играть в “танки”. Я уверена, взрослых надо ограничивать, особенно от соцсетей, чтобы они больше уделяли времени детям. 

Ребенок любознателен. И если его время не занято интересным действием, он идет слоняться по подворотням, в XXI веке — по виртуальным. Интересен пример белорусских физиков: учителя-энтузиасты запустили первый в стране интерактивный “Народный учебник” по физике за 7-й класс. Бесплатная интернет-книга, наполненная видеороликами, интересными комментариями, задачами, разработана на основе министерской программы и доступна с любого гаджета. Это не просто электронная копия бумажных носителей, а информационная площадка для изучения школьной физики. Ребенок через обычный гаджет получает дома необычный урок. Интересно? На первых порах — да. А потом школьник уже сам решит — манит его этот школьный предмет или нет.

Новые технологии сродни волшебной палочке. От того, в каких руках она окажется, добрых или злых, зависит, умные или глупые мысли будут реализовываться с ее помощью. 

Поэтому, видимо, все-таки это взрослым надо меняться, чтобы помогать детям ориентироваться в параллельной реальности. Иначе (о чем предупреждают врачи) можно досидеться до интернет-зависимости. Перебор общения с компьютером чреват различными, в том числе тяжелыми последствиями. И таких случаев немало. Перебор в любом деле опасен, даже в занятиях физкультурой.

sb_gomel@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter