Вопрос цены важнее цены вопроса

Президент провел совещание по развитию банковского сектора

Продавать или нет? Этот вопрос и на житейском уровне может изрядно помучить любого. Вот предложит сосед хорошие деньги за твою машину. Ты избавляться от нее вроде и не собирался, но сделка тоже стоящая. С другой стороны, с чего это вдруг такое предложение? Может, дороже товар–то на самом деле?.. В общем, думать не передумать. Что уж говорить о предложениях государственного масштаба, когда и товар, и суммы велики. Да и не только в них дело. Ответственность за решение колоссальная...


Пожалуй, так можно передать суть разговора, который шел вчера в резиденции Президента на языке цифр и финансовых терминов. На совещание Александр Лукашенко пригласил представителей руководства Правительства, Национального банка, некоторых банков коммерческих и своего помощника по экономике Сергея Ткачева. Суть вопроса: как реагировать на предложение иностранного инвестора о покупке Белпромстройбанка? Это в первом приближении. Программа–максимум — на конкретном примере определить общую модель принятия решений по серьезным инвестиционным предложениям. Их в последнее время звучит немало. Встречи с потенциальными деловыми партнерами наших банков и предприятий в рабочем графике Президента фигурируют с завидным постоянством. Приезжают представители очень крупных мировых компаний и с Запада, и с Востока. Заявляют о намерениях вкладывать деньги в нашу экономику. Нередко через возможную покупку белорусских активов. «Стоит ли в нынешний кризисный период, когда падают цены, продавать иностранным компаниям наши крупные финансовые организации и другие хозяйствующие субъекты?» — поставил прямой вопрос перед собравшимися Президент.


В случае с Белпромстройбанком проект на слуху. К нему присматривается Сбербанк России. Последний, кстати, в последнее время все громче заявляет о своих инвестиционных амбициях. Одно лишь намерение покупки автогиганта «Опель» чего стоит. В отношении белорусского банка тоже прозвучали весьма привлекательные предложения. «И капитал увеличить, и кредиты предоставить приличные», — перечислял преимущества Александр Лукашенко. Но тут же обратил внимание на разницу в оценках банка нашими специалистами и экспертами со стороны. И те, и другие проводили работу по признанным международным методикам. А результат отличается существенно. «Я не могу сегодня единолично принять такое решение, когда так пляшут цены», — объяснил Президент необходимость честного и принципиального коллегиального обсуждения вопроса.


В самой миграции капиталов ничего зазорного, разумеется, нет. Во всем мире банки покупают друг друга, объединяются в синдикаты, сливаются. «Деньги к деньгам», — гласит народная поговорка. И концентрация банковского капитала — процесс естественный. При взвешенном подходе к делу выигрывает и экономика страны. Ведь в итоге мы получаем еще более мощную структуру, которая значительно увеличивает свои возможности для финансирования важнейших государственных проектов — от модернизации производств до обеспечения внешней торговли. Но в данном случае речь все же идет об одном из системообразующих банков, в который государством вложено немало денег. Это не просто здание с вывеской, а хорошо отлаженный бизнес. В числе его клиентов гранды нашей промышленности — БМЗ, «Белоруснефть», «Нафтан», моторный завод и другие. И, учитывая значение банка для экономики, вопрос его продажи обретает не только экономическое, но и политическое звучание. На этом Президент сделал особенный акцент...


Итог разговора таков. Переговоры с потенциальным инвестором о продаже какой-то части государственной доли решено продолжить. Но с тем, чтобы сделка если и состоится, то только на максимально выгодных для Беларуси условиях. И это общая позиция для ведения диалога с любым перспективным деловым партнером.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter