Вопрос стоит так: кто - куда?

Мы столкнулись у двери, на которой висело объявление: "Магазин закрыт".
Мы столкнулись у двери, на которой висело объявление: "Магазин закрыт". "Как закрыт? - возмутилась женщина. - Я четверть века ходила сюда за продуктами". "Теперь тут общага будет", - включился в разговор какой-то парнишка.

Этот разговор произошел в Минске у дома N 14 по улице Сурганова. На первом его этаже вдруг исчез продмаг. В управлении потребительского рынка Мингорисполкома развели руками. Дом принадлежит Академии искусств. Учебное заведение расторгло с торговой фирмой контракт, и трудовой коллектив в полном составе переезжает на окраину - в Лошицу. Говорят, центр Минска и без того обеспечен торговыми площадями вдвое больше общепринятых социальных стандартов. На каждую тысячу жителей приходится около 400 квадратных метров магазинов плюс торговые центры и мини-рынки. Но конкретным покупателям от этого не легче. Пожилым людям, которых немало в районе улицы Сурганова, придется ходить за продуктами на целый квартал дальше.

Кто-то скажет: эка невидаль! Тоже придумали проблему - закрылся какой-то там магазинчик. Но мне видятся в этом факте приметы целого явления. И вполне небезобидного... Еще с тремя схожими ситуациями столкнулись во время рождественских походов за подарками. "Алеся" на проспекте Машерова, славившаяся богатым выбором белорусского трикотажа, стала дорогим бутиком. "Синтетика" - так по привычке называется в народе цепь магазинов на проспекте Скорины - ужалась втрое, отдав помещения специализированному торговцу светильниками. Салон "Счастье", где когда-то самый престижный товар предназначался молодоженам, целиком пожертвован частным предпринимателям. Все эти магазины на бойких местах теперь объединяет одно - там больше не торгуют отечественным товаром. А выедем за кольцевую - и там то же самое. Да и в любом райцентре рядом с полупустыми универмагами идет бойкая торговля импортом на рынках.

Но ситуация нынче такова, что товар должен искать покупателя, а не наоборот. Посмотрите и послушайте рекламу: "Купите у нас две пары обуви, третью получите за тысячу рублей", "Только мы обуваем бесплатно", "Скидки 50 - 70 процентов", "Каждому покупателю приз!" Так заманивают в магазины с импортным ассортиментом, и мы невольно отдаем деньги иностранному производителю.

В то же время на складах отечественных швейных, обувных, текстильных фабрик нераспроданного товара - на 60 миллионов долларов. Масса денег не пошла на оплату труда, закупку современного оборудования. А продукция не нашла покупателя. Причем цифра товарных залежей из года в год увеличивается. Однако предприятия продолжают наращивать производство, чтобы, как говорится, не портить показатели роста ВВП и поддерживать видимость благополучия. Но куда это громадье одежды и обуви девать, если, например, в самом платежеспособном городе страны один за другим исчезают десятилетиями существовавшие магазины? Нет, они не закрываются, а просто изменяются до неузнаваемости.

"Отечественный товар нас разоряет, - говорит в оправдание директор одного из магазинов. - Недавно получили кофточки на девятилетних девочек. Вроде и дешевенькие, и модненькие, но какой-то недотепа додумался написать на них крупными буквами "Sexy". Это лет десять назад могло сойти, а сегодня детки учат английский с первого класса. Одну такую кофточку с возмущением вернула бабушка. Внучка, которой обновка была куплена в подарок, наотрез отказалась ее надевать". Действительно, ассортимент отечественных товаров порой обескураживает, удивляет и расстраивает. Конечно, не стоит понимать мнение торговцев слишком буквально и распространять на всю отечественную промышленность.

В стране есть брэнды, которыми гордимся не только мы. Скажем, по итогам социологического опроса в Российской Федерации минская "Милавица" названа самой узнаваемой маркой, многие россияне даже считают эту фабрику своей. Но знали бы они, что "Милавица" второй год теряет белорусского покупателя, хотя расширяет сеть фирменных магазинов в России.

Почему? Просто там никого не интересует размер торговых надбавок. Устанавливай хоть 100 процентов накрутки, только продай. Так работает торговля всего мира. И тогда в конце сезона можно устраивать распродажи с 50- и даже 70-процентными скидками. А наши магазины превращаются в свалку вещей, которые-то и разглядеть толком невозможно, а уж покупать не хочется и подавно. Всего много, все бездарно свалено в одну кучу, которую тоскливо охраняют продавцы. Отлежав так сезон, одежда и обувь прямиком отправляются на склад. Потом, когда она категорически выйдет из моды и будет совершенно неинтересна даже старушкам и старикам, ее уценят процентов на 15. Больших скидок не могут себе позволить ни фабрики, ни магазины. "Торговые надбавки когда-то постановлением Минэкономики были ограничены 30 процентами, - поясняет начальник управления экономики торговли и развития рыночных отношений Минторга Валентина Дударь. - Ограничения действуют по сей день и не касаются только специализированных торговых магазинов и бутиков. Как и требование, чтобы 70 процентов товаров было отечественного производства".

В итоге наши старые добрые магазины постепенно разоряются и отдают площади под бутики, салоны или коммерсантам под ярмарки. И тогда туда свободно устремляется товар из Юго-Восточной Азии. Восточная граница по-прежнему прозрачна, не закрыта ни пошлинами, ни таможенными сборами. Концерн "Беллегпром" инициировал введение хотя бы повышенных торговых надбавок на импортный товар. "Но правительство не может на это пойти, - говорит начальник управления экономики "Беллегпрома" Виктор Жариков, - у нас с Россией есть межправительственное соглашение, и в противовес с российской стороны могут последовать ответные меры". А отечественная легкая промышленность сегодня выживает большей частью за счет экспорта. В то время как за границей, где нет ограничений на торговую наценку, на нашу одежду и обувь покупатель находится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter