Вопрос политической воли…

Зимние переговоры по поставкам энергоносителей имели серьезный политический резонанс. Под ударом оказались прежде всего интеграционные проекты

Зимние переговоры по поставкам энергоносителей имели серьезный политический резонанс. Под ударом оказались прежде всего интеграционные проекты. Хотя реально газово-нефтяные противоречия не тождественны центробежным тенденциям в экономическом сближении. Они только лишний раз доказали, что строительство единого экономического пространства – процесс кропотливый и сложный. Решить его декларативно невозможно, необходима длительная законодательная работа. Но даже идеальный международный механизм сможет работать только при наличии политической воли, которая запустит его в действие. Эти проблемы обсудили участники круглого стола «Беларусь и Евразийское экономическое сообщество: развитие устойчивых экономических связей». 

Сразу после развала СССР оплот экономической интеграции многие видели в СНГ. Увы, союз независимых государств не оправдал надежд. Большинство аналитиков сейчас говорят о глубоком кризисе этой организации, одной из основных причин которого называют слабую «исполнительскую дисциплину». В рамках содружества проводились встречи на различных уровнях, заключались соглашения и международные договоры, которые потом успешно не ратифицировались и не исполнялись. И многие документы приобрели статус «наработок»: хороших по задумке, но не действующих. 

Евразийское экономическое сообщество стало самой действенной организацией, так как поставило на контроль выполнение принятых организацией документов. Большинство соглашений, подписанных в рамках ЕвразЭС, ратифицировано странами-участницами. Подписан договор об основах законодательства в рамках сообщества. Он предусматривает, что любые соглашения, рассмотренные странами-участницами, автоматически становятся международными договорами, то есть приобретают статус норм прямого действия. Беларусь первая ратифицировала этот договор, скоро он вступит в силу в России и Киргизии. 

— С вхождением в ЕвразЭС Узбекистана сообщество приобретает определенное политическое значение на фоне кризиса в СНГ, — отметил заместитель председателя Постоянной комиссии по таможенному регулированию и пограничной политике Межпарламентской ассамблеи ЕвразЭС Анатолий Красуцкий. – Сегодня это самая действенная структура, так как она способна реально решать экономические вопросы. В сообществе уже реализован механизм свободной торговли: общие таможенные правила действуют для 70 процентов товаров, ввозимых из третьих стран. По оценкам аналитиков, если бы удалось создать свободный транзитный коридор Европа—Азия, то его ежегодные доходы превысили бы 10 миллиардов долларов. 

Сейчас готовится к подписанию блок из 24 соглашений, которые станут определяющими в правовой базе Таможенного союза. Основные разногласия Беларуси и России по этим документам упираются в законодательное регулирование естественных монополий: цен и условий поставок энергоносителей. Если общей позиции не удастся выработать на экспертном уровне, то вопрос переходит в повестку дня переговоров на более высоком уровне: вице-премьеров, премьеров и президентов. Впрочем, как отметили участники круглого стола, такие важные проблемы не решаются быстро. Среди стран ЕвразЭС сильны былые советские связи, но вместе с тем структура экономики у каждой державы разная. 

— Основная причина разногласий – столкновение экономических интересов стран-участниц, — отметил заместитель директора по научной работе Института экономики НАН Беларуси Евгений Медведев. – В сообщество входят государства с богатой сырьевой базой и с экономикой, основанной исключительно на промышленном потенциале. Унифицировать эти интересы непросто. Каждое государство стремится защитить своего производителя от внешней конкуренции, и у каждого в этом вопросе свои приоритетные направления. Скажем, в ЕвразЭС входят страны, которые обладают автомобильной промышленностью и в которых такой отрасли не существует, но всем государствам необходимо договориться о единых таможенных тарифах… Такая разноплановость требует не деклараций, а подписания конкретных документов. Экономическая интеграция предполагает создание наднациональных институтов. Говоря другими словами, потерю части экономического суверенитета. А это уже вопрос политический. 

Словом, Таможенный союз в большей степени будет зависеть от политической воли руководителей государств — участников ЕвразЭС. И прежде всего желания искать взаимовыгодные решения, невзирая на «весовые» категории стран-партнеров. Инициатором создания сообщества когда-то выступил Казахстан, но лидирующую позицию в ЕвразЭС сегодня занимает Россия. И если она, как отметили участники круглого стола, не будет учитывать интересы небольших государств, создание Таможенного союза может оказаться под большим вопросом.  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter