Международная программа форума «ТЕАРТ» подарила сильные впечатления

Вольтова дуга смыслов

Международная программа форума театрального искусства «ТЕАРТ» в этом году, может быть, и не была обширна, однако внимательный и созерцательный зритель наверняка сумел получить пищу для размышлений. Мы увидели парадоксальные, разные по эстетике и темпоритму постановки, заставляющие думать, сопереживать, анализировать.


Двое из античного ларца

Театр «Талия» из Гамбурга показал ироничный спектакль Анту Ромеро Нуньеса «Одиссея», имеющий лишь отдаленное отношение к знаменитому произведению Гомера. 

Режиссер предложил нам свое, почти постмодернистское видение, вариацию на тему большого гомеровского мифа. Спектакль идет на выдуманном несуществующем языке без перевода, однако эмоции персонажей зрителю вполне понятны. Два главных героя, сыновья Одиссея Телемах и Телегон, выросшие в тени славы отца, который отправился двадцать лет назад сражаться в Троянской войне, встречаются в неком условном пространстве. Они разные по темпераменту, но им обоим хочется считать себя достойными наследниками Одиссея.

Ироничный и стремительный спектакль все время делает какой-то новый поворот и иногда выглядит набором оригинальных комедийных гэгов. Философская составляющая чуть приглушена, чтобы в конце взорваться ярким фонтаном эмоций. Актеры Томас Нихаус и Пауль Шредер в финале выходят в зал, и мороз по коже идет от этого инфернального выхода. Забавно, что визуальное воплощение фигура Одиссея, по задумке режиссера, находит в образе голливудского актера Кирка Дугласа, когда-то игравшего этот персонаж в картине «Странствия Одиссея». Именно его фотография фигурирует в спектакле. И для нас такой выбор авторов был вдвойне приятнее, так как актер Кирк Дуглас имеет белорусские корни: его родители родом из города Чаусы Могилевской области. Главной темой в немецком спектакле, безусловно, является взаимоотношения отцов и детей, вечная попытка бунта и отказа от своих корней, невозможность и безуспешность этого бунта.

Ускользающая красота

Французский хореографический спектакль «Пиксель» Мурада Мерзуки (Национальный хореографический центр Кретея и Валь-де-Марн / Компания «Кефих») впечатляет визуальной красотой и ритмом. Благодаря применению 3D-изображения зритель оказывается во власти оптической иллюзии, которая постоянно ускользает. Танцоры проходят сквозь оптическую ткань спектакля, иногда подчиняются ей, но чаще вступают в конфликт. Из этого вырастает тема: каково место человека в новой цифровой реальности, способен ли он ей противостоять или в какой-то момент она подчинит его и заставит существовать по своим законам? Персонажи спектакля отчаянно и порой крайне остроумно сопротивляются цифровому диктату, доказывая, что человек все же не должен подчиняться техногенному насилию, оставаясь существом живым и свободным.

Труппа «Пикселя» продемонстрировала удивительную слаженность во всем. Многообразие хореографических приемов, невероятная физическая выносливость артистов явно впечатлили зал. Неудивительно, что на «Пикселе» произошел заметный эмоциональный контакт зрителя и публики. Минский зал, в котором в тот вечер слышалось и много французской речи, долго не отпускал артистов, которым ничего не оставалось, как устроить танцевальный батл под восторженные аплодисменты.



Площадь раздора

Литовский национальный драматический театр представил на форуме самый протяженный в программе этого года — четырехчасовой — спектакль «Площадь героев» по пьесе австрийского автора Томаса Бернхарда в постановке польского режиссера Кристиана Люпы.

Некогда благополучное венское семейство Шустеров никак не может прийти к внутреннему согласию. Самоубийство главы семейства — профессора Йозефа Шустера — обостряет все накопившиеся противоречия и заставляет каждого члена семьи прислушаться к своему внутреннему голосу. Внутренний драматизм в этой неспешной, в чем-то медитативной постановке нарастает постепенно, как в симфоническом произведении. «Площадь героев» — спектакль медленного проживания каждый фразы, вдумчивого погружения в литературный текст. Иногда наш зритель оказывается уже не готов к подобной сложной работе.

Интересна композиция самой пьесы Бернхарда. Первое действие составляет разговор служанки Герты и пожилой экономки госпожи Циттель после самоубийства профессора. Госпожа Циттель исступленно гладит рубашки профессора, и мы понимаем, что в это время она переживает какую-то свою, отдельную, драму. Второе действие — разговор двух дочерей профессора, Анны и Ольги, и их дяди Роберта на свежем мартовском воздухе. (В этом действии в зале включается свет, режиссер как будто приглашает и зрителей к дискуссии.) Кажется, пришедший внутренне к некоему подобию компромисса дядя Роберт в блистательном и остром исполнении литовского актера Валентинаса Масальскиса не испытывает иллюзий по поводу общественного мироустройства. И бизнесу, и католической церкви, и политикам он готов раздать оплеухи по тому или иному поводу. Он живет в своем сложном и мучительном мире, подмечая каждую мелочь. Стремится найти какой-то выход из экзистенциального тупика. Третье, самое «густонаселенное» действие — поминальный стол, долгожданное появление вдовы, госпожи профессорши, страдающей галлюцинациями. Ей по-прежнему слышится гул толпы, восторженно встречавшей Гитлера на этой самой Хельденплац в марте 1938-го. Пьеса, написанная в 1988 году австрийским драматургом, недвусмысленно преду­преждает нас об опасностях антисемитизма, открыто говорит о том, что в некоторых уютных закоулках Европы могли затаиться приверженцы неонацистских взглядов. «Площадь героев» — спектакль-предупреждение. Серьезное испытание и вызов любителям дидактических пустословий, так как и автор, и режиссер не пытаются избежать горького диагноза в заявленной теме.

КСТАТИ

Прозаик и драматург Томас Бернхард, будучи внебрачным ребенком, воспитывался в Австрии родителями матери. Дед по материнской линии был писателем. Учился Томас в католической школе, оставил ее в 1947 году, начав работать продавцом в лавке. В 1949—1951 годах находился на лечении в легочном санатории, болезнью легких страдал всю жизнь. Лауреат многочисленных литературных премий, одиночка, непримиримый к любой фальши в личных и общественных отношениях, Бернхард своей жесточайшей критикой всех институтов австрийского общества снискал в стране репутацию очернителя и скандалиста. В завещании запретил публикацию и постановку своих произведений в Австрии, однако запрет преодолели весьма элегантно, основав Общество Томаса Бернхарда, распоряжающееся его наследием.

РЕКВИЕМ ПО СТАЛИНГРАДУ

А завершился нынешний форум пронзительным кукольным спектаклем-реквиемом «Сталинград» Театра Резо Габриадзе. Прославленный советский и грузинский сценарист, художник, скульптор, соавтор Георгия Данелия в работе над знаменитыми картинами «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза!», «Паспорт» предложил свой авторский, пронзительный взгляд на всегда актуальную для нас военную тему. Сам Габриадзе так говорит о концепции спектакля: «Далекие картинки из забытого детства, вдовы в черном, калеки и инвалиды, которых я повсюду видел в своем родном Кутаиси, слезы и горе моей бабушки. Все эти образы мучили меня, пока я не написал эту пьесу, реквием по Сталинграду».

pepel@sb.by

Фото teart.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter