Источник: Знамя юности
Знамя юности

Молодой учитель химии об источнике подзарядки, форматах работы и о том, как привить ученикам любовь к предмету

Волшебство? Нет. это химия

В свои 22 Тимофей Сибирцев привык, что чаще к нему обращаются по имени-отчеству, потому при знакомстве представляется официально – Тимофеем Глебовичем. В начале нынешнего учебного года он, выпускник Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, пришел по распределению преподавать химию в среднюю школу № 21 имени Н. Ф. Гастелло Минска. Слушая, с каким трепетом молодой специалист рассказывает о своем предмете, не сомневаешься: с химией у них действительно химия.


Следуй за солнечными зайчиками

С Тимофеем встречаемся в холле школы. Пока поднимаемся на четвертый этаж в кабинет химии, молодой учитель рассказывает:

– Перед выпускным курсом вуза решил, что пора полученные знания и навыки применять на практике. В 21-й школе с радостью отозвались на предложение взять студента. Так весь четвертый курс и отработал здесь, а в августе 2022-го пришел уже по распределению.

Почему выбор молодого специалиста пал именно на это учреждение обра­зования? Тимофей называет несколько причин:

– С первого дня работы меня, тогда еще неопытного студента, отлично принял коллектив. Администрация и коллеги помогали адаптироваться, решать любые вопросы – такая поддержка очень важна. Удобное расположение: метро в пешей доступности и от дома ходит прямой транспорт. А еще у здания школы своя атмос­фера. Чего только стоят витражи на окнах лестничных пролетов. В ясные дни, когда свет льется сквозь узоры на стеклах, по ступенькам бегают разноцветные солнечные зайчики – красота!


Если бы ему в классе седьмом сказали, что пройдут годы и он будет с радостью ходить в школу, не поверил бы, признается Тимофей:

– Не случалось и дня, чтобы, проснувшись утром, подумал: как же не хочется на работу. Да, уходит много сил, физических и моральных. Но усталость, которая ощущается к концу дня, больше приятная. А еще важно найти свой источник подзарядки. У меня это музыка.

– Представьте, что вас попросили описать работу учителя каким-то музыкальным жанром. Какой бы выбрали? – интересуемся у Тимофея.

– Скорее всего, рок: драйва в нашей профессии достаточно.

Успех и его слагаемые

Тимофей приглашает пройти в кабинет и вспоминает, как робко переступал его порог на первом в карьере уроке:


– Волновался так, что, когда раздавал тетради ученикам, руки тряслись. «Будут ли слушать? Получится ли найти общий язык?» – в голове тогда роился тысяча и один вопрос. Но быстро успокоился, подумал, что педагог с дрожащими руками и го­лосом вряд ли заслужит уважение ребя­т.

Тимофей – единственный преподаватель химии в школе, поэтому ведет этот учебный предмет с 7-го по 11-й класс. Также молодой педагог организовал кружок для восьмиклашек, готовит участников олимпиады и помогает учащимся в написании исследовательских работ. И Тимофею Глебовичу уже есть чем гордиться: в прошлом году его ученик занял призовое место на городском конкурсе исследовательских работ.

За время работы Тимофей вывел для себя формулу хорошего педагога. Первое слагаемое в ней – опыт, поясняет молодой специалист:

– Получить диплом не равно стать профессионалом. Только непосредственный контакт с ребятами поможет подобрать к ним ключик. Еще одна составляющая – знания: учитель, плохо разбирающийся в предмете, не сможет качественно преподавать. Важна и методика подачи материала. Какому подростку захочется слушать сухой пересказ текста параграфа из учебника? Тем более когда в свободном доступе дешевый дофамин в виде гаджетов и интернета. Стараюсь использовать необычные подходы, например перевернутый класс. Его смысл в том, что ученики на время урока становятся учителями: готовят выступления на определенную тему и рассказывают ее товарищам.

Любовь к предмету учителя передается и детям, уверен Тимофей:

– В восьмом классе пропустил несколь­ко тем по химии, наверстать самостоятельно не получилось. Педагог не был заинтересован в том, чтобы помочь. Двигаться дальше по программе оказалось сложно – пробел не позволял понять новый материал. На этом наши теплые отношения с химией прекратились. Вернуть интерес к предмету помог репетитор – Святослав Владимирович Куликов. Благодаря ему и решил связать жизнь с этой наукой. Кстати, тяга к химии, как и к педагогике, у меня в крови: я учитель в пятом поколении и химики в роду тоже были.

Чудеса чистой воды

В школьные годы мне было интересно, как лаборантская выглядит из­нутри, так что, воспользовавшись служебным положением, попросила Тимофея провести экскурсию. Плоско- и круглодонные колбы, приборы для электролиза и мерные стаканы, воронки и пробирки – о назначении каждого предмета Тимофей Гле­бович готов рассказывать часами. А бону­сом корреспондентам «Знаменки» провел эксперимент. Мы наблю­дали, как жидкость в мерном стакане после добавления каких-то веществ стала зеленой, а после красно­й и, наконец, синей. Тимофей объясни­л: это реакция нейтрализации в присутствии индикатора.


– Волшебство какое-то! – не могли скрыть восторга мы с фотографом.

– Химия – крайне интересная наук­а. Она любит внимательных и не терпит небрежности.

– Так, получается, у вас химия с химией.

– Выходит, так. Уверен: наши дороги пересеклись всерьез и надолго.


shestakevich@sb.by,
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter