Волшебство эстафетной палочки

Cегодня в Ханты-Мансийске пройдут первые гонки чемпионата мира.
Cегодня в Ханты-Мансийске пройдут первые гонки чемпионата мира. Ждем хороших новостей!

Сергей БУЛЫГИН - самый титулованный биатлонист Беларуси. В 1984 году он выиграл Олимпийские игры в Калгари, затем трижды - в 1985, 1986 и 1989 гг. - побеждал на чемпионатах мира. Правда, весь свой "золотой запас" он собрал в эстафетных гонках.

Любопытно, что в 1989 году эстафетную палочку он принимал из рук Александра Попова, нынешнего главного тренера сборной Беларуси. Пожалуй, он единственный,

кто может поспорить с Булыгиным в количестве титулов. Однако оба сегодня предпочитают работать на общее дело. Булыгин наделен полномочиями вице-президента национальной федерации. Пользуясь завоеванным авторитетом, он представляет интересы страны на международном уровне, отвечает за переговоры по различным проектам. Кстати, любопытный факт: экипировку, купленную на его личные средства, периодически получают лучшие юные спортсмены.

Сегодня с Сергеем Булыгиным беседует корреспондент "СБ".

- Вы в плеяде известных мастеров биатлона в 80-х переехали в Беларусь. Что же вас привлекло?

- Не знаю, как других, а меня к переезду побудило знакомство с моей будущей женой. В 1985 году наша команда была на сборе в Раубичах. Этот спорткомплекс все советские биатлонисты и лыжники прекрасно знали. Мы неоднократно приезжали на сборы в Беларусь, и мне нравился здешний радушный прием. Как всегда, по выходным мы ездили в Минск - кино, выставки, танцы. Жаль, что сейчас все это куда-то пропало и в свободное время многие ребята остаются сидеть в четырех стенах. А мы тогда отправились на дискотеку в модное по тем временам кафе "Меридиан". Билетов туда было не купить, но по партийно-комсомольской линии мы, спортсмены, всегда имели преимущество. Не все ребята пришли, и получилось, что у меня, комсорга команды, остались два лишних билета. Тогда мой приятель, заприметивший двух симпатичных девушек, предложил им пойти вместе с нами. Я пригласил Марину на танец, а получилось - на всю жизнь.

- Повезло ей с мужем.

- Нас в семье трое братьев. Причем что любопытно: старший брат, Леонид, - мастер спорта, средний, Виктор, - мастер спорта международного класса, а я - заслуженный мастер. Конечно, многим в своей жизни я обязан им. У Виктора многому научился. Мы вместе на сборы ездили, год в одной комнате прожили. К сожалению, он не был отобран в команду перед Олимпийскими играми в 1983 году и решил прекратить занятия спортом. Так получилось, что тренерским решением я занял его место в сборной и вместе с Юрием Кашкаровым, Алгимантасом Шалной, Дмитрием Васильевым в олимпийской эстафете-84 выиграл золотые медали.

А у меня всегда лежала душа к Беларуси. Покопавшись в родословной, обнаружил, что родители отца - из Крупского района, оттуда перебрались в Сибирь.

- Вам в детстве, наверное, трудно было найти какое-то другое увлечение, кроме лыж?

- Совершенно верно. Снега в моей родной деревне Ташара Новосибирской области хватало. Местный фанат лыж Геннадий Панин набрал нас, ребятишек, и тренировал несколько раз в неделю. А потом, через год, уж не знаю каким чудом, в нашу деревню приехал мой первый тренер Валерий Пальховский и открыл отделение детско-юношеской школы по лыжным гонкам. Сейчас он, кстати, является одним из тренеров биатлонной сборной России.

- В Новосибирске уже установили прижизненный памятник Александру Карелину, который, по замыслу, будет открывать аллею спортивной славы. Среди тех, кого намереваются отлить в бронзе, есть и фамилия Булыгина. Что скажете?

- Мне брат говорил об этом, но официально пока никто не сообщал. Конечно, приятно, когда о тебе помнят. Например, в Ленинградском военном институте физкультуры, который я окончил, до сих пор висит мой портрет. Но главная польза от этого все же в другом. Может, мой пример подвигнет новое поколение повторить подобное?

- Ваши родные места довольно "урожайные" на талантливых и трудолюбивых людей. Например, лидер Агропромышленной группы в российской Госдуме Николай Харитонов, в прошлом директор соседнего совхоза, любит повторять, что вы начинали спортивный путь из его совхоза.

- Действительно, он в свое время организовал детские соревнования. Это была моя первая биатлонная гонка. Помню, взяли из тира винтовки и самостоятельно сшили к ним веревочные ремни. Трасса была проложена между двумя деревнями - шесть километров.

- Объясните, а почему вы никогда не побеждали на чемпионатах мира и Олимпиадах в индивидуальных гонках?

- Действительно, на этапах Кубка мира, в международных турнирах одерживал личные победы, а на чемпионатах мира - нет. Я сам другой раз задумываюсь - почему? Наверное, потому что характер такой. Мне кажется, что в тот момент, когда осознаю ответственность за других, то мобилизую все силы. Зная об этом качестве, меня всегда ставили на последний этап в эстафете.

Вспоминаю забавный эпизод: в 1986 году лидер сборной, накануне выигравший две гонки чемпионата мира, наотрез отказался бежать в эстафете на последнем этапе: не пойду - и все! Представляете, он всех сильнее и пасует. Тогда меня спросили: " А ты, Булыгин, пойдешь?" - "А что делать - пойду". Хотя накануне в индивидуальной гонке допустил семь промахов и занял 55-е место. Выиграл.

- Вы после спорта ушли в бизнес из-за того, что деньги нужны были или почувствовали в себе коммерческую жилку?

- Это само собой получилось. Вначале я несколько лет работал тренером в Швейцарии, а по возвращении домой узнал, что в белорусском биатлоне намечаются преобразования и Александр Попов, с которым мы когда-то вместе бегали, встал у руля команды. Оказалось, что и для меня тут есть дела. Мы вместе с ним решили открыть ассоциацию биатлона. Объединение, отдельное от федерации, которое могло бы зарабатывать деньги и направлять их на развитие биатлона. Открыли с этой целью фирму по продаже спортивных товаров. Потом получилось так, что ассоциация примкнула к федерации и теперь мы вместе работаем на общее дело.

Полномочия вице-президента обязывают поддерживать международные контакты, которые способствуют заключению рекламных контрактов. Благодаря нашим усилиям белорусская сборная долговременно сотрудничает с "Адидасом" и "Фишером".

- И в этот раз вы останетесь верны себе, приехав поддержать нашу команду в Ханты-Мансийск. Какие воспоминания у вас связаны с этим городом?

- Когда поначалу мне рассказывали, что там построили великолепный центр зимних видов спорта, то верил в это с трудом. Но когда своими глазами увидел этот зимний оазис в живописной долине - обомлел. Когда власти заинтересованы в развитии спорта, как и в Беларуси, то результаты налицо.

- Чемпионат мира - это...

- Честно: никакая победа на этапе Кубка мира не идет ни в какое сравнение с мировым форумом. Это настоящая проверка сил. Точно так же, как Олимпиада. Я за свою олимпийскую медаль, которая нынче хранится в шкафу у дочки, получил в свое время 500 долларов, но эти деньги не имели никакого значения. Я увидел, как изменилось отношение ко мне окружающих, что стал в чьих-то глазах эталоном, и это обязывало. Мои награды дали мне гораздо больше, чем за них заплатили.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter