«Волшебную флейту» и «Тоску» разбавим сонетами Шекспира

О планах Большого театра оперы и балета Беларуси рассказал генеральный директор Владимир Гридюшко
– В 84-м сезоне поклонников балета ждут сразу три премьеры. Труппа Большого исполнит «Пахиту» Людвига Минкуса в постановке Павла Сталинского. Балетмейстер Александра Тихомирова 1 декабря представит «Сонеты» Питера Уорлока и Ральфа Воан-Уильямса по мотивам поэзии Шекспира. А уже летом покажем современный балет Михаила Крылова «Орр и Ора».

В марте по-новому зазвучит еще одна знаменитая опера Моцарта «Волшебная флейта». Ее поставит в Минске европейский режиссер и продюсер Ханс-Йоахим Фрай. Иная сценическая редакция будет и у оперы «Тоска» Пуччини. Кто станет режиссером спектакля, сообщим чуть позже.




– Что-то уйдет из репертуара?

– Оперы «Набукко» и «Севильский цирюльник». К сожалению, сегодня зрительский интерес к ним пропал. Но полностью из репертуара театра они не выпадут. Придет время, мы их «освежим» и вернем на сцену.

– На гастроли поедете?

– В декабре планируем гастроли в Германии и в Египте. В конце апреля балеты «Спартак» и «Лебединое озеро» увидят зрители Нидерландов. Собираемся и на гастроли по Беларуси. Филиалы театра есть в Могилеве, Новополоцке, Гомеле. По традиции обязательно заглянем туда и в новом сезоне.

– Состав труппы изменился?

– Коллектив увеличился на 16 человек. Заметно «помолодел» оркестр. Обрадую всех поклонников Ольги Гайко – после тяжелой травмы народная артистка Беларуси вновь выйдет на сцену.


На минской сцене герои оперы Моцарта впервые заговорят на русском.

Фигаро здесь!

Большой театр оперы и балета Беларуси показал необычную постановку оперы Моцарта.

Знаменитая «Свадьба Фигаро» не сходила с афиш белорусского театра более 30 лет. И вот после трехлетнего перерыва опера Моцарта снова вернулась на сцену. Поставил спектакль главный режиссер Московского Камерного музыкального театра имени Покровского Михаил Кисляров. Дирижером-постановщиком выступил Олег Лесун.

На том, чтобы «Свадьба Фигаро» звучала на русском, а не на итальянском, настояла дирекция театра. За основу взяли либретто Лоренцо да Понте в переводе Чайковского и Павловой. Заглавную роль исполняют баритоны Александр Краснодубский и Сергей Лазаревич.

– Наконец-то солисты будут понимать о чем поют! – смеется режиссер. – «Свадьба Фигаро» – искрометная, легкая комедия. Постановка проста и понятна. Этот классический текст не нуждается в экспериментах.

– Белорусским зрителям ждать Театр Покровского на гастроли?

– Приглашайте! Приедем с большим удовольствием!

Театр уж полон, ложи блещут



Ирина МУСТАФИНА

Главная российская сцена открывает 241-й сезон.


В главном театре России Анна Нетребко дебютирует только в этом году

С выходом на улицу

Сбор труппы Большого театра в этом году выпал на середину сентября. Однако занавес на Исторической сцене поднялся на неделю раньше: здесь гастролировал легендарный оперный театр «Ла Скала». Приезд итальянских артистов – едва ли не главное событие осени. Билеты раскупили еще в мае, за несколько часов после того, как они поступили в продажу.

Для тех, кому не удалось попасть в зал, придумали альтернативу. Одну из самых известных постановок «Ла Скалы» – оперу «Симон Бокканегра» – показали на большом экране бесплатно, прямо на Театральной площади. Такие уличные трансляции Большой театр практикует с лета. 

Приключения итальянца в России

О том, какие премьеры готовит Большой театр в новом сезоне, известно давно. Но сбор труппы не просто формальное мероприятие, а ежегодный мини-капустник. Начинается он традиционно с десятиминутного фильма, где в шутливой форме вспоминают о главных событиях прошедшего сезона. Так, например, назначение Махара Вазиева на должность руководителя балетной труппы обыграли фрагментом из комедии «Приключения итальянцев в России» (Вазиев последние семь лет работал в «Ла Скала»): «Вы знаете, что я по происхождению русский?» – «Очень заметно! У вас прекрасный украинский акцент!» А видеохронику о первых днях его работы сопроводили «золотым» шлягером Amada Mia, Amore Mio.

На такой же веселой ноте прошла и оставшаяся часть сбора труппы. Заместитель министра культуры Александр Журавский начал свое приветственное слово с шутки. Обращаясь к генеральному директору театра Владимиру Урину, чиновник с вызовом спросил: «Владимир Георгиевич, почему это вы всех по имени-отчеству объявляли, а меня назвали «господином замминистра»?!» «Ну все, уволен», – иронично прокомментировал свою оплошность Урин.

«Снегурочку» поставят летом

Самая громкая премьера состоится через месяц. Анна Нетребко дебютирует в опере Пуччини «Манон Леско». Ее ставит Адольф Шапиро, больше известный как режиссер драмтеатра. Вслед за этим на новой сцене зрителям представят «Билли Бадд» Бенджамина Бриттена в постановке Дэвида Олдена. Известно, что в спектакле будет задействована только мужская часть труппы.

В ноябре отпразднуют 90-летие со дня рождения Галины Вишневской. В праздничном вечере будут участвовать ее родственники и коллеги. Зимой приедет худрук израильского театра «Гешер» Евгений Арье – ставить оперу Мечислава Вайнберга «Идиот» по роману Достоевского. Ближе к лету режиссер Александр Титель примется за «Снегурочку» Римского-Корсакова.

У балетной труппы планов не меньше. Сезон пройдет под знаком 90-летия Юрия Григоровича. Покажут самые известные балеты постановщика: «Щелкунчик», «Спартак», «Жизель», «Лебединое озеро»... Творческими вечерами отпразднуют юбилеи легендарных артистов Мариса Лиепы и Михаила Лавровского. 

И, наконец, в июле режиссер Кирилл Серебренников и его верный соратник, композитор и дирижер Илья Демуцкий поставят балет «Нуреев» – о судьбе легендарного танцовщика.

Дословно

Это иллюзия, что можно выпускать один шедевр за другим



Владимир Урин, генеральный директор Большого театра:

– У нас был очень насыщенный 240-й сезон. Каждый месяц события: премьеры, гастроли, творческие вечера. Назову лишь несколько цифр. Всего в сезоне – 2015–2016 было показано 505 спектаклей. Заполняемость залов – 97%. Это говорит о внимании к театру и любви зрителей.

Чего жду от нового сезона? В Большом театре работают три тысячи человек. И все сконцентрированы на самом главном – на спектаклях. Хочется на достойном уровне выпускать премьеры. Хотя это иллюзия, что можно показывать один шедевр за другим. Мы занимаемся таким делом, где должно сойтись огромное количество факторов. Часто собираются талантливые люди: репетиции идут легко, но в итоге ничего не получается. Или наоборот. Работали над спектаклем долго и мучительно, но в самом конце вдруг все складывается в единый пазл. 

Хочется, чтобы получалось как можно больше. Тогда и настроение у труппы совсем другое. Вы бы видели, какие воодушевленные артисты балета недавно вернулись из Лондона. Притом что это были тяжелейшие гастроли. Поэтому главное ожидание – чтобы сезон удался.

Кристина ХИЛЬКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter