Коллектив Витебского областного методического центра народного творчества награжден специальной премией Президента за выдающиеся достижения в деле сохранения историко-культурного наследия Беларуси, возрождение традиционной технологии изготовления глиняных игрушек Оршанского Поднепровья и Витебского Подвинья. Изюминка региона — глиняная свистулька, простота которой обманчива. Дать голос этому чуду в глине — задача, справиться с которой под силу только настоящим профи.
Ведущий методист кандидат искусствоведения Людмила Вакар (в центре) с мастерами народных ремесел Олесей Овчинниковой и Алесей Сарбаш.
Именно такие яркие самобытные мастера работают в Бешенковичском, Витебском, Сенненском, Дубровенском, Оршанском, Полоцком и Лиозненском районах. Их стараниями под чутким руководством ведущего методиста центра кандидата искусствоведения Людмилы Вакар оживают история и культура региона.
— Разработки по теме аутентичных глиняных свистулек мы вели давно, но новый виток они получили пять лет назад, — рассказывает директор Витебского областного методического центра народного творчества Екатерина Лабуко. — Отправной точкой стал фестиваль «Дняпроўскія галасы» в Дубровно, где в 2015 году мы провели конкурс традиционной свистульки «Салавейка». Позже список пополнили форум «Гліна спявае», стартовавший во время «Славянского базара в Витебске», международный пленэр декоративно-прикладного искусства в Копысе Оршанского района… А осенью 2020-го серьезная архивная, фольклорная и в прямом смысле ручная работа принесла плоды: традиционной свистульке Витебского Подвинья и Оршанского Поднепровья решили придать статус нематериальной историко-культурной ценности Беларуси.
Почему именно свистулька? Директор уверена, что это подлинное и незаслуженно забытое сокровище белорусов. Такие изделия учат познавать мир, развлекают, развивают слух, даже служили нашим предкам тотемами и оберегами. Кроме того, свистулька из глины может стать уникальным белорусским брендом.
«Салавейка» из Дубровно
В Витебской области давно поняли: хочешь привлечь внимание к чему-то аутентичному — изучай материал и иди с ним в люди. Так в регионе появилось сразу несколько конкурсов для мастеров по керамике и гончарству. Среди них — «Салавейка», который с 2015 года проводят в Дубровно. Место выбрано не случайно, ведь этот регион издавна славился глиняными промыслами. Как напоминание о тех временах — улица с говорящим названием Гончарная в райцентре. А в ХХ веке в Дубровно процветала самобытный мастер Анна Марачева. Ее имя занесено в энциклопедию народного искусства Беларуси, а работы хранятся даже в Государственном музее этнографии Санкт-Петербурга. «Марачевская» свистулька архаичная, колоритная, считает Ольга Алексеева, мастер-керамист Дубровенского дома ремесел:
— Лепят ее из цельного куска глины, вытягивая ножки-плавнички, хохолок и т.д. В послевоенные годы Анна Марачева осталась едва ли не единственной, кто занимался глиняной игрушкой. Ее коники, барышни, птицы были популярны, «разлетались» за пределы Витебщины.
Олеся Овчинникова с традиционной свистулькой окариной.
— Повезло, что мы смогли сделать реплики по образу и подобию «марачевских» свистулек. Отдельные образцы сохранились в Дубровно. Например, барашек и антропоморфная птичка-петушок из местного Дома ремесел, дамочка и жаворонок из музея, всадник и девочка-дубровенка с косами, которую сберегли в средней школе № 1. У свистульки «дубровенка» были отбиты ручки и ножки. Мне пришлось не просто восстанавливать — импровизировать. Результат порадовал: в 2019 году на международном форуме «Глiна спявае» эта свистулька взяла первое место.
Соловей, соловушка — яркий символ для гончарного фестиваля в Дубровно. А у нашей героини именно с такой свистульки-невелички началось погружение в тему. Маленькой Оле было лет пять, когда она нашла в доме своей бабушки-учительницы глиняную «забавку». Скорее всего, это был соловей, вспоминает собеседница:
— Взяла в ладошку — дунула и поразилась чистому громкому звуку. Даже крохой запомнила то ощущение восторга, необычности момента. Такие игрушки детям на радость делал еще мой прадед Яким Карпович Шляпов, ведущий керамист на кирпичном заводе.
Нынче у мастерицы творческих забот невпроворот. Она не на шутку увлеклась созданием реплик традиционных свистулек и фигурок из Дубровно. На просьбу о помощи откликнулись местные жители, которые принесли в Дом ремесел уже не один десяток аутентичных изделий. Из последнего — три игрушки-дудочки, найденные учителем истории Алесей Михальченко. Несмотря на проведенные в земле годы, они поют так же звонко и чисто.
«Малец» и «коник» из мифа
С выдумкой подходит к работе Алеся Сарбаш, мастер по керамике Витебского районного Центра народных художественных ремесел «Возрождение». Ее изюминка — изготовление игрушки «малец». Ходовое в Витебской области диалектное слово означает «парень», «мальчик».С глиной Алеся работает давно, но свистульки стали выходить из-под ее пальцев около двух лет назад. Все началось с книги известного белорусского мастера Михаила Ржеутского, делится собеседница:
— В ней были фото, на которых я увидела глиняные игрушки XVII века, найденные при раскопках в Витебске. Загорелась идеей повторить эти артефакты, среди которых были и «малец», и свистулька-уточка, и всадник.
Алеся Сарбаш показывает свистульку XIX—XX веков, которую нашли на берегу реки Вымнянки.
Кстати, классический глиняный «малец» из-под Витебска был без голоса. Чтобы это исправить, Алеся Сарбаш пошла на эксперимент и попробовала создать что-то похожее, но со свистком. Так традиции и фантазия стали единым целым и в конечном итоге чем-то новым.
Алеся признается, что за 17 лет работы с глиной она думала о свистульках не единожды. Но простая на первый взгляд задача никак не давалась. Ведь придать фигурке форму — полдела. Сложнее дать голос, который рождается вместе с проколами в правильном месте. Кстати, глину, которую приносят мастерам, достав прямо из земли, нужно довести до ума: высушить, разобрать на мелкую фракцию, замочить, процедить… «Из чистого материала лепить в радость», — улыбается Алеся Сарбаш. И делится необычной историей своей самой любимой свистульки. Это «коник» XIX—XX веков, которого в 2018 году нашли на берегу Вымнянки в Яновичах родные местной жительницы Тамары Абраменковой. Сельчанка сразу же узнала игрушку, вспомнила, что в довоенное время неподалеку от этого места находились дом и мастерская гончаров Разважных. Любопытно, что после Великой Отечественной отец Тамары Степановны основал в Яновичах промкомбинат, пригласив талантливых гончаров — брата и сестру Разважных. Выходит, свистулька, которую отдала река, стала приветом из прошлого.
ФАКТ
Говорите, свистеть в доме — плохая примета? Ольга Алексеева точно знает: если делать это через свистульку, то, наоборот, отгонишь злых духов, привлечешь удачу и благополучие. Есть немало ритуалов «со свистом», пришедших из глубины веков. Так, на Юрьев день, когда в поле выпускали скотину, впереди всех шел пастушок, игравший на дудочке. Считалось, ее веселое пение — оберег для стада.
В ТЕМУ
Носителями народного искусства глиняной игрушки являются несколько мастеров Витебщины. Это Олеся Овчинникова из Бешенковичей, Ольга Алексеева и Людмила Червинская из Дубровенского района, Владимир Квашко из Сенно, Алеся Сарбаш из Витебского района, Татьяна Шинкарева из Орши, Ирина Ворона из Лиозненского района и Екатерина Зеленская из Полоцка. Свистульки из глины они изготавливают тремя способами: «на палец», «на палочку» и «пельмень». Но какой бы из них ни предпочел мастер, одно неизменно — чтобы игрушка запела, в ней нужно не только филигранно проделать отверстия, но и вложить душу.
naumova@sb.by