Волшебная флейта Пана. Одна флейта — это изящно.

Две — пикантно. Три — виртуозно. Шесть или девять — явление, про которое говорят: “Такого не бывает!” Сразу у двух покровителей — Белорусской академии музыки и заслуженного коллектива Государственного концертного оркестра Беларуси — существует единственный не только в Беларуси, но на всем постсоветском пространстве ансамбль флейтистов “Сиринкс”.

Когда-то давно на одном музыкальном форуме к создательнице и руководителю “Сиринкса” Нине Васильевне Авраменко подошел дирижер одного из академических прибалтийских коллективов. “Поразительно, — сказал он. — У меня в оркестре три профессиональных флейтиста, и они никогда не играют чисто — дескать, три флейты так настроить невозможно. Почему же у вас шестеро детей играют настолько чисто?!”
Уникальное звучание “Сиринкса” — одна из золотых нитей современного белорусского музыкального полотна. В этом году коллективу исполняется 25 лет, и к этому событию “Сиринкс” дарит слушателям юбилейный концерт, который состоится сегодня в 19.00 в Камерном зале Белгосфилармонии в рамках международного музыкального фестиваля “Минская весна-2005”. И прозвучат в нем произведения Баха, Бизе, Хачатуряна в исполнении 9 (!) флейт.
Как все начиналось 25 лет назад? Об этом Нина Авраменко рассказывает сейчас со счастливой улыбкой. И это неудивительно, сегодня уже само собой разумеется, что дело, которому она отдала четверть века, состоялось. А тогда на создание ученического коллектива флейтистов ее вдохновил ансамбль “Кантабиле”, игравший старинную музыку.
— Мы с моими учениками — я работала в школе им.Ахремчика — не пропускали ни одного концерта, — улыбается Нина Васильевна. — Музыканты шутили: “Состоится ли наше выступление, если вас не будет в зале?” Вот тогда и возникла идея создать свой ансамбль. Знаете, еще не придумано более действенного способа увлечь ребенка инструментом! Но что играть? Переложений музыки для флейты невероятно мало. Это сейчас у нас нет никаких проблем с репертуаром — благодаря нашей замечательной Ларисе Ласоцкой, которая пишет нам переложения. А нашла я ее в Слуцком районе, во время одной из “экспедиций” по поиску одаренных детей, в которые мы, педагоги, выезжали в провинцию. Лариса, когда я пригласила ее играть в “Сиринксе”, поначалу отказалась: “Флейта? Нет, спасибочки”. — “Ну, раз так, просто походи на репетиции, посмотри,” — предложила я. Спустя некоторое время Лариса увлеклась настолько, что даже сочиняла небольшие пьесы для флейты. Сейчас пишет нам переложения. А тогда, 25 лет назад, нас поддержал Геннадий Гедыльтер из того самого “Кантабиле”, помог с репертуаром.
— “Кантабиле”... — безуспешно пытаюсь припомнить я, и мне неловко, потому что старинная музыка — одно из моих увлечений. — А что сейчас с этим коллективом?
Оказывается, он существует, просто выступает настолько редко, что о нем почти ничего не слышно. Впрочем, у “Сиринкса” проблема с концертными площадками та же. Правда, с самого момента создания “Сиринкс” выступал очень много — на энтузиазме и “родительском спонсорстве”. Юные флейтисты ездили по разным городам Беларуси, на российские, европейские фестивали, откуда привозили высокие награды и престижные дипломы. Много участвовали и участвуют сейчас в благотворительных проектах, в частности в германском “Дом вместо Чернобыля”. Но концертный зал ансамбль “получает” раз в год. И то, что сегодня про “Сиринкс” не слыхал в Беларуси только ленивый, объясняется не в последнюю очередь большой удачей в жизни ансамбля — его приходом в Государственный концертный оркестр под руководством народного артиста Беларуси, профессора Михаила Финберга и участием в многочисленных его проектах и фестивалях в Заславле, Мире, Несвиже и т.д. Волшебная флейта Пана, бога лесов и полей — а именно так переводится название “Сиринкс” — зазвучала еще более звучно.
На концертах “Сиринкса” — неизменно полные залы. И дело не только в определенном ренессансе старинной культуры в целом, но прежде всего в сочетании высочайшего мастерства и самобытности, в той уникальной ауре, которая волшебным образом создается с первых звуков “Сиринкса” в любом зале. Будь то небольшой провинциальный ДК или Белгосфилармония.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter